Написать мне
Форум
Гостевая книга
На главную
Добавить в избранное
Версия для печати
In English
Легкий бронеавтомобиль БА-27

После гражданской войны в частях Красной Армии насчитывалось несколько десятков уже устаревших и сильно изношенных бронеавтомобилей. Заменить их современными броневиками стало возможным после создания первых советских автомобилестроительных заводов.

7 ноября 1924 года по Красной площади в Москве прошли десять ярко-красных грузовиков. Это были первые автомобили советского производства АМО-Ф15. На борту одного из них алел плакат: “Обеспечим автомобилями наше детище – родную Красную Армию!” Через несколько лет на военных парадах появились армейские грузовики и созданные на базе АМО первые советские серийные броневики БА-27.

То, что выбор пал на АМО-Ф15, было естественно. Благодаря колесам относительно большого диаметра, значительному (245 мм) дорожному просвету и небольшой массе проходимость этой простой и надежной машины была неплохой. Во время испытательного пробега в трудных дорожных условиях она показала свое превосходство над грузовиками иностранных марок и заняла первое место. Было доказано, что шасси советской машины вполне пригодно как база для бронеавтомобиля.

Работа над ним началась в 1926 году на заводе АМО под руководством начальника конструкторского отдела Б. Д. Строканова. Конструкцию разрабатывал его заместитель Е. И. Важинский. К лету 1927 года был готов технический проект, чуть позже при участии инженера И. И. Виттенберга испытали шасси. Будущей машине присвоили наименование БА-27: “бронеавтомобиль 1927 года”. Затем шасси и всю документацию передали на Ижорский завод, где построили броневой корпус. После успешных испытаний в декабре 1928 года машину приняли на вооружение под названием “бронеавтомобиль БА-27 образца 1928 года”.

На БА-27 ранних выпусков имелся второй, задний пост управления, экипаж при этом составлял 4 человека. Позже от него отказались, что дало возможность упростить конструкцию и сократить экипаж на одного человека.

Боевой машине приходится действовать в куда более тяжелых условиях, чем обычному грузовику. К тому же она была отягчена массивным стальным панцирем: боевая масса БА-27 почти на целую тонну превышала полную массу АМО-Ф15. Поэтому конструкторы броневика усилили амовскую раму и рессоры, на колеса установили шины повышенной грузоподъемности, усовершенствовали механизм сцепления и установили дополнительный бензобак.

Водители АМО-Ф15 запускали двигатель несъемной заводной ручкой. Для бронеавтомобиля это не годилось: под огнем заглохший мотор так заводить опасно. Поэтому БА-27 снабдили электрическим стартером.

Вместо амовских ацетиленовых фонарей поставили электрические фары, что впоследствии проделали и на грузовике. Своеобразно на броневике решили проблему охлаждения двигателя.

Дело в том, что на АМО-Ф15 в качестве вентилятора использовался маховик двигателя диаметром 60 см, имевший восемь спиральных спиц - лопастей. Поскольку щелей в капоте не было, а снизу двигатель прикрывался поддоном, воздух, засасываемый маховиком в подкапотное пространство, неминуемо проходил сквозь радиатор. Но у БА-27 передняя часть радиатора была прикрыта двумя броневыми дверцами, открывавшимися с места водителя. Естественно, в боевой обстановке дверцы были закрыты, к радиатору поступало мало воздуха, и двигатель нередко перегревался. Чтобы избежать этого дверцы снабдили четырьмя воздухоприемниками, прикрытыми броневыми “карманами”.

Клепаный корпус БА-27 выполнялся из броневых листов толщиной 4—7 мм, причем передняя стенка была сделана с наклоном, что повышало противопульную стойкость машины. Крыша имела броню 5 мм, днище — З мм. Сзади имелся ступенчатый выступ, который обеспечивал хороший обзор с кормового поста управления. Здесь же на наклонном листе снаружи крепилось запасное колесо.

В центре шестигранной клепаной башни, которая поворачивалась вручную, на небольшом подвесном сиденье располагался стрелок. Слева от него находилась 37-мм пушка “гочкис”, справа — 7,62-мм пулемет ДТ с убирающимся прикладом (“Дегтярев, танковый”). В башне он крепился на шаровой установке, состоявшей из круглого гнезда в борту и поворачивающегося “яблока”, в которое и вставлялся пулемет. Эта конструкция обеспечивала хорошие углы обстрела и при необходимости позволяла легко вынимать оружие.

С 1928 года бронеавтомобили БА-27 начали выпускать и на шасси новейшего по тем временам полуторатонного грузовика “Форд-АА” с четырехцилиндровым двигателем жидкостного охлаждения мощностью 40 л. с. Вооружение и броневая защита остались, по сути, теми же, но боевая масса машин уменьшилась до 4,1 т. Ведущими являлись задние колеса.

С 1931 года в проиводстве был освоен модернизированный вариант бронеавтомобиля БА-27М, который выпускался на шасси трехосного автомобиля "Форд-Тимкен", в результате чего была повышена проходимость.

До конца 1931 года советские заводы построили около 100 БА-27. Многие из них участвовали в боях в Средней Азии и в вооруженном конфликте на КВЖД.

В 1929 году был сформирован опытный механизированный полк, включавший батальон танков МС-1, автобронедивизион, оснащенный БА-27, мотострелковый батальон и авиаотряд. В следующем году на базе этою полка была развернута 1-я отдельная механизированная бригада. Так было положено начало механизированным соединениям, с успехом применявшимся в Великой Отечественной войне.

Через несколько лет на вооружение Красной Армии поступили новые, совершенные бронемашины, которые заняли место БА-27. До наших дней сохранился всего лишь один экземпляр этой боевой машины. Кроме того, в свое время БА-27 был увековечен кинематографистами. Речь идет о фильме “Чапаев”, в котором БА-27 “сыграл” роль броневика периода гражданской войны.

Тактико-технические характеристики
легкого бронеавтомобиля БА-27

Масса в снаряженном состоянии: 4400 кг
Экипаж:4(3) чел
Длина:4620 мм
Ширина:1710 мм
Высота: 2520 мм
Клиренс:235 мм
Бронирование:
Лоб корпуса:7 мм
Лоб башни:7 мм
Корма:6 мм
Крыша:5 мм
Днище:3 мм
Вооружение:

37-мм пушка обр. 1930г, 7,62-мм пулемет ДТ

Боекомплект:40 снарядов, 2016 патронов
Двигатель:

4-хцилиндровый карбюраторный, АМО

Мощность двигателя:35(40) л.с.
Скорость по шоссе:
40 км/ч.
Запас хода по шоссе:
300 км
Преодолеваемые препятствия :
Подъем:15 град.
Ширина рва:0,7 м.
Глубина брода:0,6 м.

Поиск по сайту


И ИЛИ
Дополнительно

All Rights Reserved © 2002-2004
контент и поддержка: redtanks@bos.ru
концепция дизайна: redtanks@bos.ru