Написать мне
Форум
Гостевая книга
На главную
Добавить в избранное
Версия для печати
In English
Close Combat IV

Наконец-то вышла четвертая часть ставшего классическим сериала Close Combat. Все поклонники военных стратегий, максимально приближенных к реальным условиям, могут поздравить себя и разработчиков из Atomic Games с этим знаменательным событием. Потому что, на мой взгляд, ничего похожего на игровом рынке на данный момент просто не существует. Все те стратегии, которые имеют место быть, скорее носят условный и приблизительный характер и отличаются от реальной жизни так же сильно, как цветная фотография и ее черно-белая ксерокопия.

Close Combat, хотя и является по сути real-time'овой стратегией, но очень сильно отличается от всего жанра RTS в целом. Он очень специфичен, что и делает его страшно интересным для истинных поклонников "умных" и затяжных военных сражений. В RTS главная задача - просто вынести противника, отрезав его от ресурсов и построив армию побольше. Здесь же совсем другой расклад - вы бережете каждый свой танк и каждого солдата, как зеницу ока, медленно пытаетесь выкурить группы солдат противника из домов, обходите все хорошо простреливаемые зоны и дороги, играете с противником в кошки-мышки, поскольку лобовая атака здесь в 90% случаев обречена на провал.

Я поясню: в обыкновенной стратегии, если вы не сможете за пару минут проскакать на своем танке из конца в конец карты, то вы решите, что она недостаточно играбельна и интересна, и все такое. Здесь же именно это качество - максимальное приближение к естественным способностям техники и солдат и создает именно свою, уникальную игровую атмосферу, в которую можно резаться часами и придумывать все новые и новые действия в обход предпринятых противником шагов. Порой даже создается такое впечатление, что вы играете не с компьютерным AI, а с разумным человеком в сетевую игру, настолько грамотно действует ваш оппонент.

События, непосредственным участником которых вам и предлагается стать, происходят уже на исходе второй мировой войны. Это знаменитая Арденнская операция, когда немецко-фашистская Германия предприняла одну из своих последних попыток переломить ход истории. Немецкие войска решительным штурмом, начавшимся в 5 часов 30 минут 16 декабря 1944 года, обрушились в данной области на части союзников в надежде их разделить и позже расправиться с ними поодиночке. Атака 250-тысячной военной машины немцев, поддержанная мощным огнем артиллерии, была настолько внезапна и сокрушительна, что отбросила относительно немногочисленные и не ожидавшие такого напора части союзников (всего 75 тысяч человек) и создала провал в линии обороны, который и получил название Allied Lines: The Bulge. Союзники довольно скоро пришли в себя после этого стремительного рывка, подтянули основные силы и буквально в течение месяца ликвидировали этот провал в своих позициях.

Из явных новшеств в Close Combat IV отметим возможность поддержки авиации и артиллерии. Представилась возможность выбирать свою арену боевых действий, непосредственно наблюдая за линией фронта и выбирая приглянувшийся участок, причем играть можно за любую из сторон, как за союзников, так и за немцев.

AI противника также доработан, и обыграть его, впрочем, как и прежде, весьма и весьма непросто.

Начнем, пожалуй, с того, что игра поделена на три больших раздела: бои, операции и кампании. Боев всего порядка нескольких десятков, где вам представиться замечательная возможность проявить все полководческое искусство, на которое только вы способны. Здесь нужно не только осуществлять массированные наступления с мощной поддержкой танков и бронемашин, но и совершать массу операций в тылу врага с малым отрядом и ограниченными возможностями. По сути, цель всех боев одна - это захватить как можно большее количество населенных пунктов (победных точек) и выбить из них неприятеля. Но реализация у каждого из них своя собственная. Потому что тактика, которую вы выберете, зависит от рельефа местности, количества домов, расположения дорог и подъездных путей, дислокации пушек, танков и самоходок противника. Еще учтите, что солдаты оппонента любят прятаться и устраивать засады.

В операциях уже есть некоторая цепочка из боев, где вам следует, освобождая район за районом, следовать за некоей сюжетной линией. Кстати, все события, происходящие во время каждого определенного боя, имеют и свое логическое продолжение. Скажем, вы решили атаковать неприятеля, и ваша атака захлебнулась - вы проиграли. Каково же будет ваше удивления, когда, заново выбрав тот же самый бой, вы обнаружите, что вся уничтоженная техника догорает на своих местах, а противник перегруппировался и подтянул подкрепления, готовясь к длительной обороне.

Помимо боев и операций вы можете выбрать и режим кампаний, которых всего 4: Bastogne, Grand Campaign, Northern Shoulder, The Center. Кампании, пожалуй, самая интересная часть с точки зрения стратегических замыслов. Ведь здесь вы, выбрав один пункт меню, по сути, выбираете целую битву, состоящую из нескольких операций, протекающих вдоль всей линии фронта.

Кстати, если предложенных сценариев вам окажется недостаточно, хотя, на мой взгляд, их более чем, то вы всегда можете скачать что-нибудь новенькое по адресу www.closecombat.com

Выбирая любой режим сражений, вы можете настроить под себя и массу показателей. Например, выбрать уровень AI своих солдат и солдат противника: от рекрута до ветерана; показывать все силы противника или их скрыть, получать о нем полную информацию или частичную. Во втором случае количество жертв будет намного больше, поскольку внезапно выползшие из засады солдаты способны перестрелять большую часть вашего отряда до того, как те сообразят, что, собственно, произошло. На основании каких показателей будет закончен бой: по захвату всех главенствующих пунктов, падению морали ниже критической отметки у одной из сторон или просто все решит определенный отрезок времени.

Еще один немаловажный показатель, добавляющей игре реализма - всегда ли ваши солдаты будут четко и беспрекословно выполнять приказы, или они будут действовать в соответствии с собственным моральным и психологическим состоянием. Полагаться на моральное состояние солдат весьма рискованно, но зато и появляется элемент непредсказуемости, который накаляет и без того жаркую игровую атмосферу. Например, если вы отдаете приказ своему солдату, а он считает его нерациональным или в данный момент находится в состоянии сильнейшего стресса, то тогда остается только тихо ругаться, глядя на наплевательское отношение со стороны подчиненных к собственному командованию. Так, при обстреле танка ваш экипаж может его запросто покинуть и убежать в панике. А взвод, посланный атаковать противника, после сильных потерь просто разбежится в панике и заляжет в ближайшем лесу. Эх, жаль разработчики трибунал не придумали - тогда всех отказников можно было бы публично после боя разом - и к стенке. Да, есть еще над чем поработать...

Выбирая одну из сторон, нужно всегда учитывать, что один будет атаковать, а другой - обороняться. Специальный счетчик покажет, у кого в данной ситуации перевес в боевой силе и кто должен действовать с большей осмотрительностью по причине явного перевеса в живой силе и технике у соперника.

После того как вы определились с игровым режимом, можно осмотреть все поступившие на этом этапе к вам боевые подразделения. К сожалению, самостоятельно выбирать, чем воевать, нельзя, можно лишь детально изучить уже предложенные комбинации из пехотинцев, танков, пушек, снайперов и т.д. Здесь дается просто масса информации обо всех соединениях и частях, которые будут участвовать в предстоящем сражении, начиная от имени всех солдат, количества боезапасов и гранат у каждого, количества снарядов для танков и пушек, а также моральные и прочие качества каждого бойца. В конце боя вы также можете проследить, изучая показатели выживших, количество вражеских смертей на счету каждого, его текущее физическое состояние, оставшийся боезапас. Благодаря этим данным в последующих сражениях вы можете планировать предстоящие потери и избегать первоначальных ошибок.

Закончить битву можно, как я уже упоминал, взятием опорных пунктов противника либо по своему разумению. Например, нажав кнопочку "перемирие" (Trace). Правда, она сработает только в том случае, если ваше превосходство над неприятелем очевидно, в противном же случае она моментально превращается в "бегство" (Flee), оставляющее противнику всю территорию.

Как только вы переходите в режим боя, включается пауза, во время которой вы раздаете всем своим войскам первоначальные приказы (кому-то засесть в засаде, а кому-то начать двигаться в таком-то направлении). Противника вы в этот момент не видите, потому что его территория затемнена. После этих коротких приготовлений жмем "Старт" и больше остановок в игре не ждите - полный Real-Time и никаких гвоздей. Во время боя, для отдачи команд вы вызываете (правой кнопкой мыши) всплывающее меню у юнита, которому хотите отдать приказ, и начинаете командовать.

Приказы, которые вы можете отдавать, такие: двигаться, двигаться быстро (перебежками), красться, огонь, засада и защищать позиции. Есть также и такая довольно интересная команда, как "задымление". Это когда ваши бойцы создают специальную дымовую завесу, которая мешает вести прицельный огонь солдатам противника. Кстати, такое задымление способны делать и танки, которые также способны устраивать засады. В таком случае они стоят неподвижно и открывают огонь только по тем, кто приблизиться к ним на расстояние прицельного попадания. Конечно, они гораздо более заметны, но в этом случае следует грамотно пользоваться укрытиями из зданий и стен.

Close Combat - игра для настоящих стратегов и тактиков, желающих попрактиковаться с реально существовавшими видами оружия и военной техники. Ваши солдаты двигаются гораздо медленнее танков и бронемашин, к тому же в большинстве случаев гораздо разумнее во избежание потерь передвигаться по-пластунски, отчего скорость падает до нескольких сантиметров в минуту.

Когда ваш отряд заходит в здание, то крыша объекта "просвечивается" и можно продолжать руководить процессом. Выбивать же из зданий солдат противника довольно сложно, даже пользуясь поддержкой танков, поскольку дома здесь сделаны уж очень прочными и практически не разрушаются. И даже если вы заведете свою группу в дом, где засел неприятель, то может оказаться, что там несколько комнат и, если вы просто так вломитесь к нему в гости, то он перестреляет всех вас, как цыплят. Здесь нужна осмотрительность.

Кстати, в игре очень четко отслеживается все, что касается прицельности и дальности стрельбы. Так, выбирая очередную цель, вы можете проследить по цвету луча до нее (зеленый или красный), с какой вероятностью вы в нее попадете. К тому же открытых и простреливаемых территорий не так уж и много. Вашему выстрелу все время будет мешать какой-нибудь сарай, дерево или бетонная стена.

Враг использует не лобовую тактику, а старается сразу же захватить все ключевые точки, с которых удобнее простреливается вся территория. И тот, кто первым овладеет такими позициями, может считать себя на полпути к успеху. Противник не только грамотно передвигается, пользуясь укрытием в виде зданий и лесов, но и тщательно маскируется, прячется в засадах, старается отрезать ваши части друг от друга и перебить их поодиночке.

Close Combat порой даже можно сравнить с шахматами. Ведь от единственного хода иногда зависит исход целого боя. А противник далеко не дурак, в чем мне и пришлось как-то убедиться на собственном опыте. Так, во время одного сражения мы заняли все близлежащие укрепрайоны и, постреляв понемногу друг у друга пехоты, стали выжидать. Дело в том, что его танк стоял именно на том месте, через которое мне следовало бы перемещаться дальше, а он, понятное дело, ни в какую не хотел оттуда уходить. Я же в свою очередь тоже не спешил ставить под удар своих солдат, посылая их на верную смерть. Отдельные попытки, предпринятые моей пехотой с целью обойти танк с фланга, оканчивались провалом. Нет, он, конечно, отвлекался на новую цель, но, как только я пытался выкатить на линию огня свой танк, немедленно разворачивал пушку в обратном направлении. Приходилось немедленно ретироваться, дабы не лишиться еще одной боевой единицы. В конце концов (после получасового противостояния) я послал несколько групп, и он уже не смог определиться, с какой именно ему воевать. Пара точных выстрелов из выкатившихся на прицельное расстояние танков решили дело.

отвоевывать высоты и подлавливать противника на ошибках. А допускает он их крайне редко, уж можете мне поверить. На расстояние прямого залпа, в лобовую атаку советую не выходить - все равно вы не успеете командовать всеми частями одновременно (у противника с этим проблем нет) и потеряете большую их часть. Основная тактика - терпение и еще раз терпение.

В этой игре нужно действовать с умом и комбинировать управление несколькими своими отрядами. Так, когда одна группа обстреливает дом с неприятелем, другая может попытаться его обойти и проникнуть в здание с другой стороны.

В игре очень большое количество всевозможных видов боевой техники и разновидностей специальностей у солдат. Так, снайпер стреляет на большее расстояние и с гораздо большей точностью, чем обычный пехотинец, а минометчики способны "обрабатывать" территорию с тыла, поддерживая тем самым пехоту на передовой. Способностью уничтожать танки обладают не все соединения, поэтому перед тем, как стараться завалить "неприступную крепость", будьте уверены в том, что вы выбрали подходящий для этого отряд (сверху они все выглядят примерно одинаково, так что смотрите на нижнее меню). Скажем, этим обладают отряды с базуками, пушки или свои самоходки. Можно, конечно, пытаться расстреливать танк и из пулеметов, но толку от этого будет немного. В лучшем случае он перестанет двигаться, а в худшем ваш отряд просто уничтожат. Помните главное - как только вы выходите на прямую линию стрельбы по противнику, то он (не будь дураком) моментально понимает, что вы открываетесь и в вас можно преотличнейшим образом всадить дюжину другую свежих пуль.

Шпионы и диверсанты меньше всего привлекают внимание, передвигаясь по территории противника. Шпионы способны обнаруживать засады, правда, нередко они сами же в них и попадают, оказавшись слишком уж близко к месту дислокации неприятеля.

Можно выбрать поддержку артиллерии и авиации. Правда, эта возможность на протяжении всего боя предоставляется всего раз, и если самолет сбрасывает бомбу довольно точно, то артиллерия порой бьет весьма приблизительно и способна положить кучу собственных ребят за просто так. У противника, будь он неладен, почему-то поддержек артиллерии несколько и при приблизительно равном соотношении сил на поле боя он может вмиг изменить ситуацию, послав на головы ваших солдат тонны смертоносного металла.

Военная техника передвигается в точку назначения, исходя из своих собственных соображений (естественно, если ее послали довольно далеко). Танки весьма неповоротливы и с трудом замечают противника, впрочем, как и бронемашины, у пеших отрядов с этим проблем не возникает. Поэтому танк не грех подкреплять группой поддержки и время от времени оглядывать все ближайшие закоулки и улицы.

Танку могут подбить гусеницу, в этом случае он будет продолжать стрелять, но двигаться уже, разумеется, будет не в состоянии. И если в этот момент вы не подоспеете к нему на помощь, то считайте его потерянным - противник будет здесь тут как тут и закончит то, что начал.

Патроны и снаряды имеют дурное обыкновение заканчиваться, причем в самый неподходящий момент. Это же касается и горючего для техники. Поэтому сильно разъезжать не советую, как и лупить по воробьям для устрашения противника.

Графически Close Combat изменился, но незначительно. Все тот же вид сверху на поле боя, детальная прорисовка домов, дорог, окружающих объектов вплоть до небольших холмов и деревьев. Очень красочно смотрятся взрывы - им явно придали объема и дыма. Достаточно детально прорисована техника и более или менее соблюдены пропорции между боевыми единицами. Но графика в этой игре - не самое главное, она скорее призвана не мешать тактическим замыслам и битве интеллектов на поле боя, чем отвлекать игроков своей красочностью и яркостью.

Что касается звука, то он здесь просто по высшему разряду. Выстрелы из пушек и танков, взрывы грохочут так, что после этого в ушах продолжает жужжать еще несколько минут. И в этот момент действительно понимаешь, какой они обладают разрушительной силой. Каждая винтовка или автомат отличаются своим фирменным звучанием, которое записывалось с реальных видов оружия. И именно это добавляет в игру те последние штрихи, которые делают ее по-настоящему захватывающей и еще больше приближает к реалистичному воссозданию событий.

В заключение могу сказать, что помимо игры с компьютером разработчики предусмотрели и мультиплейер для всех видов соединений, так что насладиться игрой с товарищем по модему или незнакомцем по Интернету вы сможете в полной мере. Новая игра из знаменитой серии полностью оправдывает ожидания. Масса видов боевых соединений, непредсказуемые действия противника, десятки боевых операций и сражений удовлетворят даже самых привередливых и требовательных пользователей. Ведь здесь есть, как и все то, что уже было ранее, так и масса новшеств, которые приятно разнообразят игру и придают ей дополнительный оттенок непредсказуемости.

Поиск по сайту


И ИЛИ
Дополнительно

All Rights Reserved © 2002-2004
контент и поддержка: redtanks@bos.ru
концепция дизайна: redtanks@bos.ru