Стальная Лавина!
|
Главная In English |
Гид по музею Сомюр. |
История
музея После Второй Мировой войны в Сомюр были собраны немецкие танки, оставшиеся на полях сражений. После восстановления и ремонта они изучались французскими военными. Вот эти машины и положили начало той коллекции, которая появилась благодаря упорству и энтузиазму полковника Обри (Aubry). Основание в 1965 году в Сомюре Центра Документации Бронированных Машин (Centre de Documentation des Engins Blindes - CDEB) можно считать началом существования танкового музея. Кроме восстановленных немецких танков, коллекция пополнялась машинами, снятыми с вооружения французской армии, подарками от производителей вооружения, а также путем обмена с другими музеями. Были и другие пути: как минимум пара советских Т-54 и один ПТ-76 попали в музей из Ирака, захваченные после первой Войны в Заливе. А "Шилка" попала в коллекцию из армии бывшей ГДР. Сейчас в музее более 850 машин, треть из них - на ходу. 200 экспонатов составляют постоянную экспозицию. В состав музея входит команда специалистов и техническая инфраструктура, позволяющие успешно вести любые ремонтно-восстановительные работы с бронетехникой. Коллекция музея обновляется ежегодно. Так же раз в году в Сомюре проходит Carousel - показ старой бронетехники в действии на полигоне Кавалерийской школы (нечто вроде мероприятий в Кубинке на 9 мая). Экспонаты музея регулярно принимают участие в исторических праздниках и киносъемках. Адрес : 1043 route de Fontevraud F-49400 Saumur
В 1902 году был предложен проект бронеавтомобиля вооруженного пулеметом. Конструкция имела много недостатков, особенно по части надежности, и не была реализована. Однако, подразделение "мотористов" появилось в армии уже в 1903 году. На вооружении состояли автомобили Panard с двигателем в 24лс и скоростью 70 км/ч, вооруженные пулеметом. В 1906 году был предложен другой проект броневика. Он был отвергнут из-за большой цены и _клаустрофобии_ которой страдали кавалеристы, составлявшие экипаж. Тем не менее, к началу WWI французская армия 200 боевых машин. 12 из них имели пулемет, но не были бронированы. Потери, понесенные армией в первых же боях, показали убийственную силу огня, и работа над улучшением броневых машим ускорилась. В сентябре 1914, когда немцы были в 100 км от Парижа, генерал Галиени решил поставить на гражданские автомобили 37-мм скорострельные морские пушки. В это же время Министерство обороны приказало вооружить 136 машин пулеметами или пушками. Однако маневренная война кончилась, а броневики для позиционной войны не годились. Попытки прорвать оборону одной пехотой не удавались. Даже заняв первую линию траншей, пехота натыкалась на неподавленные пулеметы во второй линии. Пушки с закрытых позиций помочь не могли. Стало ясно, что нужна мобильная артиллерия, защищенная от пулеметного огня и способная двигаться вместе с пехотой. Также она должна была уничтожать проволочные заграждения и преодолевать траншеи. Колесные машины для этого не годились. Полковник Эстьен (Estienne) нашел решение, соединив броню, оружие и шасси трактора. Получился танк. В декабре 1915 года Эстьен предложил не только конструкцию танка, но и концепцию его применения. После испытаний трактора "Холт", на которых тот успешно преодолел ямы и траншеи, полковник получил свободу действий. Фирма "Шнейдер" немедленно приняла заказ на новые машины. Но Министерство Обороны не могло согласиться с такой "самодеятельностью". Поэтому им была заказана альтернативная машина фирме "Сен-Шамон". В Англии очень быстро было создано оружие, основанное на том же принципе. Хотя первые английские машины были очень тяжелы в управлении, они были немедленно введены в действие. 15 сентября 1916 года около 50 танков поддержали атаку английской пехоты у Камбрэ. Тактически это была ошибка. Психологически это была катастрофа, так как сюрприз который готовило французское командование был рассекречен. [Хм. Не только Россия - родина слонов... ОК] Даже если немцы отступали перед небольшим числом танков, это не приводило к беспорядку. А вскоре они приняли контрмеры: траншеи стали делать шире, артиллерию ставить ближе к фронту, появились бронебойные пули. Поэтому боевое крещение французских танков было тяжелым. 16 апреля 1917 года у Berry-au-Bac 132 "Шнейдера" пошли в атаку. Только 39 из них вернулись, не добившись больших успехов. Эстьен (уже генерал), сделал выводы из первых неудач.
Танк, идущий перед пехотой и поддерживающий ее своим огнем, очень уязвим
из-за своих размеров. Эстьен думал, что лучше дать пехотинцу индивидуальную
бронированную машину. Эстьен рассказал о своей идее Луи Рено, который согласился построить прототип. Критиков из технических комиссий вскоре заставили замолчать - танкисты, которые остались живы после Berry-au-Bac и других подобных атак, знали недостатки старых танков и требовали немедленно принять новую машину. Вскоре этот танк, FT-17, стал основным во французской армии, внеся достойный вклад в дело победы союзников.
Сейчас мы знаем, что: Несмотря на усилия ряда прогрессивных офицеров (полковник
Де Голль, генералы Flavigny и Delestraint), Франция вступила в войну
под руководством генералов, все еще ослепленных победой 1918 года и
глухих к "новым веяниям". В частности, Моторизованные дивизии начали формироваться только после успехов Гитлера в Польше, где немецкие танковые войска показали свои качества. Одновременно был выдан заказ к промышленности на большое число танков. Правительство планировало получать несколько сот машин в месяц, начиная с лета 1940 года. Быстрое немецкое наступление нарушило эти планы. С другой стороны, для использования танков необходимы не только машины, но и обученные экипажи, развитая транспортная система, организованное снабжение. А вопросы снабжения были упущены при формировании новых дивизий. Часто они вынуждены были прекращать бой из-за нехватки горючего и боеприпасов. [Блин, прям как у нас... - ОК] В 1939 году французское командование верило, что Франция защищена линией Мажино и нейтральной Бельгией. На стыке между ними находятся Арденны - невысокие лесистые горы, которые считались непроходимыми для моторизованных частей. Считая себя в безопасности, французы посылали свои
войска для защиты нейтральных стран - в Норвегию, затем в Бельгию. В
начале мая 1940 года в Норвегии была выполнена первая десантная операция
в истории танковых войск. 15 легких танков В это время события в самой Франции быстро развивались. Более 1000 танков было послано в Бельгию и Голландию. При встречах с немецкими танками они часто выходили победителями. Между Брюсселем и Намюром состоялось первое танковое сражение войны. 12 мая несколько Hotchkiss H-39 было уничтожено немцами, но атака Somua S35 привела к уничтожению немецких PzII и PzIII. 47-мм пушка Somua S35 стреляла быстрее и точнее. [Оставим сие на совести составителей. Быстрее, чем "двойка" c KwK 38, S35 точно не стрелял, а что касаемо точности, не забудем что французская башня одноместная, и командир был на все руки мастер. А вот что французская пушка действительно была мощнее, почему-то не упоминается. - ОК]. На следующий день Somua S-35 остановили наступление немецкой танковой дивизии, уничтожив около 100 танков. Но в обоих случаях пехота не cмогла следовать за танками и закрепить их успех. После прорыва немцев к морю, французские войска пытались остановить продвижение противника на юг, опираясь в том числе на лесистые холмы Mont-Dieu, недалеко от Седана. Несколько тяжелых танков B1 bis, вместе с легкими FCM-36 и Hotchkiss-39 (всего менее 200 машин) встретились с 1000 танков Гудериана. Сражение продолжалось с 15 до 23 мая. Немецкое наступление было остановлено, но французское командование никак не использовало данный успех. Это была славная, но бесполезная жертва. Вспомним также контратаки у Montcornet и Abbeville, возглавляемые полковником Пере и полковником Де Голлем. Это были смелые и удачные действия, но они уже не оказали влияния на общий исход. Франция проиграла кампанию 1940 года не из-за плохих солдат и негодной техники, а из-за беспечности политического руководства, не способного использовать современную стратегию, и из-за генералов, живших предыдущей войной. [Опять же, вопросы к составителю. А про плохую подготовку
экипажей сам Де Голль писАл - надеюсь, что не все были такие. - ОК]
<про русские танки ничего интересного, все есть на Стальной Лавине> <про танки союзников также ничего особо интересного> Разве что вежливая ругань по адресу "Шермана": "ничего особенного не представлял, имелись проблемы с двигателями, но их было выпущено 50 тысяч, а это главное. Повторилась история с FT-17." И это пишется про танки, которые Париж освобождали !
М29С "Краб" - небольшая универсальная амфибия (40 км/ч во суше, 6 км/ч по воде, вместимость 4-6 человек). LTV4 Alligator (Landing Transport Vehicle) ведет свою историю от амфибий, на которых во время разливов Миссиссиппи фермеры собирали скот с заливаемых пастбищ. [Деды Мазаи, блин... - ОК] Благодаря рампе, джипы и бтр легко могут быть выгружены вместе с экипажами. Транспортер бронирован (6-13 мм) и вооружен 4-мя пулеметами. Специальная форма траков позволяет плавать со скоростью 12 км/ч (перематыванием гусениц), скорость по суше примерно вдвое выше. Кроме амфибий, французы использовали в Индокитае: БТР М2 выпускался во многих модификациях с различной броней (от 7 до 13 мм) и вооружением. Chaffee, маневренная и эффективная машина, участвовал
в необычном приключении во время осады Дьен Бьен Фу. Так как было невозможно
перебросить туда танки обычным образом, несколько М24 были частично
разобраны и доставлены в лагерь Через несколько лет М24 участвовали в боях в Алжире, туда же вскоре прибыла и новая французская техника - разведывательные машины EBR Parard. Главной особенностью этой машины были колеса: четыре "дорожных" с обычными шинами и 4 "тракторных" без шин. "Тракторные" колеса поднимались при езде по дорогам и опускались при движении по бездорожью. Машина была непревзойденной по легкости использования и скорости (более 100 км/ч). Версия с 90-мм пушкой была сильнейшей разведмашиной в мире. В период 1940-44 годов несколько французских инженеров втайне продолжали исследования, чтобы строить новые французские танки сразу после освобождения. В 1947 году был выпущен танк ARL 44. Использовалась ходовая часть от B1 bis. Заказ на 600 машин был сокращен до примерно 60, построенных начиная с 1950 года. Карьера их была короткой. В 50-е годы в западных арсеналах не было танка равного советскому ИС-3. Поэтому французский генштаб решил иметь тяжелый танк (около 55 тонн) вооруженный крупнокалиберным орудием. В результате в 1950 году появился 60-тонный AMX 50. Он имел оригинальную башню (качающуюся в продольном направлении), вооружен 120-мм пушкой с полуавтоматической системой заряжания. Германия предложила партнерство в этом проекте, но не потом хотела иметь столь тяжелый танк. Германия также планировала создать новый противотанковый снаряд, способный пробить толстую броню. В результате было произведено всего 3 танка АМХ 50. Но многие его особенности присутствуют в другом французском танке:среднем АМХ 13, запущенном в производство в 1952 году. Он поставлялся в 20 стран и кое-где до сих пор состоит на вооружении. Его шасси использовалось для многих моделей: бронетранспортер, самоходная установка, зенитная установка, мостоукладчик. Так как Европа перевооружалась перед лицом угрозы от советского блока, у нее не было выбора, кроме как использовать американские танки. Тяжелый М47 Patton стал стандартом НАТО. Германия решила создать свой танк, Leopard-1. Франко-германская кооперация закончилась. Франция создала свой средний танк АМХ 30, выпущено 2000 штук. Он также экспортировался в ряд стран. На его базе создан ряд машин, в том числе ПУ тактических ядерных ракет "Pluton". <Далее - куча хвалебных слов про Леклерк> (Перевод и комментарии: Олег Красильников) | ||
| ||
All Rights Reserved © 2002-2004 |