Написать мне
Форум
Гостевая книга
На главную
Добавить в избранное
Версия для печати
In English
Самоходная артиллерийская установка ИСУ-122/ИСУ-152

Как только в конце 1943 года появился на вооружении тяжелый танк ИС-1, на его базе решили создать полнстью бронированную самоходную установку. Поначалу это встретило некоторые трудности, ведь ИС-1 имел корпус меньшей ширины, чем КВ-1С, на базе которого в 1943 году была создана тяжелая самоходная установка СУ-152 со 152-мм гаубицей-пушкой. Однако усилия конструкторов Челябинского Кировского завода и артиллеристов под руководством Ф.Ф. Петрова увенчались успехом. Уже до конца 1943 годабыло выпущено 35 самоходок, вооруженных 152-мм гаубицей-пушкой.

ИСУ-152 отличались мощными броневой защитой и артиллерийской системой, хорошими ходовыми качествами. Наличие панорамного и телескопического прицелов позволяло вести огонь как прямой наводкой, так и с закрытых огневых позиций. Простота устройсва и эксплуатации способствовали быстрому освоению ее экипажами, что в военное время имело исключительно важное значение, Эта машина, вооруженная 152-мм гаубицей-пушкой, серийно выпускалась с конца 1943 года. Ее масса равнялась 46 т, толщина брони - 90 мм, экипаж состоял из 5 человек. Дизель мощностью 520 л.с. разгонял машину до 40 км/ч.

В дальнейшем на базе шасси самоходки ИСУ-152 были разработаны еще несколько тяжелых САУ, на которых устанавливали пушки калибров 130 и 122 мм. Масса ИСУ-130 равнялась 46 т, толщина брони - 90 мм, экипаж состоял из 4 человек. Дизель мощностью 520 л.с. обеспечивал скорость до 40 км/ч. Установленная на самоходке 130-мм пушка представляла собой модификацию морского орудия, приспособленную для монтажа в боевой рубке машины. Для уменьшения загазованности боевого отделения она снабжалась системой продувки ствола сжатым воздухом из пяти баллонов. ИСУ-130 прошла фронтовые испытания, но на вооружение принята не была.

Тактико-технические характеристики
САУ ИСУ-152

Масса в снаряженном состоянии: 46000 кг
Экипаж:5 чел
Длина:9050 мм
Ширина:3070 мм
Высота: 2480 мм
Клиренс:470 мм
Длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом: 4360 мм
Ширина траков: 650 мм
Удельное давление на грунт: 0,8 кг/см кв.
Бронирование:
Лоб корпуса/угол наклона:

60-90 мм/60°

Борт/угол наклона:90 мм/90°
Корма/угол наклона:60 мм/49° (нижний); 41° (верхний)
Вооружение:

152-мм пушка МЛ-20С

Боекомплект:20 выстрелов
Углы горизонтального наведения: 10° влево; 10° вправо
Углы вертикального наведения: -3° ; +20°
Двигатель:

В-2ИС, 12-цилиндро-вый, 4-тактный, V-образный дизель, жидкостного охлаждения

Мощность двигателя:520 л.с. при 2000 об/мин
Количество передач:4 вперед, 1 назад
Емкость топливного бака:520 л. (+270 л. - наружные баки)
Расход топлива по шоссе на 100 км.:350 л.
Скорость по шоссе:
35 км/ч.
Скоростьпо пересеченной местности:
17 км/ч.
Запас хода по шоссе:
145 км
Преодолеваемые препятствия:
Подъем:36 град.
Ширина рва:2,5 м
Высота стенки:
1,0 м
Глубина брода:
1,3 м

Тяжелая самоходная артиллерийская установка ИСУ-122 была вооружена 122-мм полевой пушкой образца 1937 года, приспособленной для установки в СУ. А когда конструкторский коллектив, возглавляемый Ф.Ф. Петровым, создал 122-мм танковую пушку образца 1944 года, ее также установили и на ИСУ-122. Машина с новым орудием называлась ИСУ-122С. Отличие заключалось в следующем: пушка образца 1937 года имела поршневой затвор, а образца 1944 года - клиновый полуавтоматический. Кроме того, она оснащалась дульным тормозом. Все это позволило увеличить скорострельность с 2,2 до 3 выстрелов в минуту. Бронебойный снаряд обоих систем весил 25 кг и имел начальную скорость 800 м/с. Боекомплект состоял из выстрелов раздельного заряжения.

Несколько отличались углы вертикального наведения орудий: на ИСУ-122 они составляли от -4° до +15°, а на ИСУ-122С от -2° до +20°. Углы горизонтальной наводки были одинаковыми - по 11° в каждую сторону. Боевая масса ИСУ-122 составляла 46 т.

Самоходная установка ИСУ-152 на базе танка ИС-2 ничем, кроме артсистемы не отличалась от ИСУ-122. На ней была установлена 152-мм гаубица -пушка образца 1937 года с поршневым затвором, скорострельность которой составляла 2,3 выстрела в минуту.

Экипаж ИСУ-122, как и ИСУ-152 состоял из командира, наводчика, заряжающего, замкового и механика-водителя. Боевая рубка шестигранной формы полностью защищена броней. Орудие, крепившееся на стенке (на ИСУ-122 - в маске), смещено к правому борту. В боевом отделении, кроме вооружения и боеприпасов, находились топливные и масляные баки. Водитель сидел спереди-слева от пушки и имел свои приборы наблюдения. Командирская башенка отсутствовала. Командир вел наблюдение через перископ в крыше рубки.

В 50-ых годах самоходные установки ИСУ, сохранившиеся на вооружении Советской Армии прошли, как и танки ИС-2, модернизацию. Всего же советской промышленностью было выпущено более 2400 ИСУ-122 и более 2800 ИСУ-152.

Тактико-технические характеристики
САУ ИСУ-122

Масса в снаряженном состоянии: 46000 кг
Экипаж:5 чел
Длина:9850 мм
Ширина:3070 мм
Высота: 2480 мм
Клиренс:440 мм
Длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом: 4360 мм
Ширина траков: 650 мм
Удельное давление на грунт: 0,8 кг/см кв.
Бронирование:
Лоб корпуса/угол наклона:

60-90 мм/60°

Борт/угол наклона:90 мм/90°
Корма/угол наклона:60 мм/49° (нижний); 41° (верхний)
Вооружение:

122-мм пушка А-19 (Д-25)

Боекомплект:30 выстрелов
Углы горизонтального наведения: 10° влево; 10° вправо
Углы вертикального наведения: -3° ; +20°
Двигатель:

В-2ИС, 12-цилиндро-вый, 4-тактный, V-образный дизель, жидкостного охлаждения

Количество передач:4 вперед, 1 назад
Емкость топливного бака:520 л. (+270 л. - наружные баки)
Расход топлива по шоссе на 100 км.:350 л.
Мощность двигателя:520 л.с. при 2000 об/мин
Скорость по шоссе:
40 км/ч.
Скоростьпо пересеченной местности:
17 км/ч.
Запас хода по шоссе:
145 км
Преодолеваемые препятствия:
Подъем:36 град.
Ширина рва:2,5 м
Высота стенки:
1,0 м
Глубина брода:
1,3 м


ИСУ-122

ИСУ-152
Поиск по сайту


И ИЛИ
Дополнительно

All Rights Reserved © 2002-2004
контент и поддержка: redtanks@bos.ru
концепция дизайна: redtanks@bos.ru