Прототипом этого первого советского танка послужил легкий французский
"Рено FT-17", захваченный в марте 1919 года подразделениями
2-й Украинской советской дивизии в бою с войсками генерала Деникина. Машину
отправили в Москву в качестве подарка В.И. Ленину, который дал указание
организовать на ее базе производство аналогичной советской техники. Осенью 1919 года трофейный "Рено FT-17" был отправлен на Сормовский
завод. Коллектив конструкторов технического бюро за сравнительно короткое
время - с сентября по декабрь 1919 года - разработал чертежи новой машины.
При изготовлении танка сормовичи кооперировались с другими предприятиями
страны. Так, Ижорский завод поставлял броневые катаные листы, а Московский
завод АМО - двигатели. Несмотря на многие трудности, через восемь месяцев
с начала организации призводства (31 августа 1920 год) первый советский
танк покинул сборочный цех. Он получил название "Борец за свободу
товарищ Ленин". С 13 по 21 ноября танк выполнил официальную программу
испытаний. В машине сохранена компоновочная схема прототипа. впереди располагалось
отделение управления, в центре - боевое, в корме - моторно - трансмиссионное.
При этом с места механика - водителя и командира - стрелка, составляющих
экипаж, обеспечивался хороший обзор местности, кроме того, непростреливаемое
пространство в направлении движения танка было небольшим. Корпус и башня
были каркасными, бонирование - противопульным. Броневые листы лобовых
поверхностей корпуса и башни были наклонены под большими углами к вертикали,
что повышало их защитные свойства и соединены заклепками. В лобовом листе башни в маске устанавливалась 37-мм танковая пушка с
плечевым упором или 18-мм пулемет. Некоторые машины имели смешанное (пушечно-пулеметное)
вооружение. Боекомплект с пушечным вооружением состоял из 250 унитарных
артиллерийских выстрелов. В качестве приборов наблюдения применялись смотровые
щели. средств внешней связи не было На танке устанавливался 4-цилиндровый карбюраторный однорядный автомобильный
двигатель жидкостного охлаждения мощностью 34 л.с, позволяющий танку двигаться
со скоростью до 8,5 км/ч. В корпусе он располагался продольно и был направлен
маховиком в сторону носовой части. Механическая трансмиссия состояла из
конического главного фрикциона сухого трения (сталь по коже), 4-ступенчатой
коробки передач, бортовых фрикционов с ленточными тормозами (механизмов
поворота) и 2-ступенчатых бортовых передач. Механизмы поворота обеспечивали
выполнение этого маневра с минимальным радиусом, равным ширине колеи машины
(1,41 м). Гусеничный движитель (применительно к каждому борту) состоял из крупнозвенчатой
гусеничной ленты цевочного зацепления, 9 опорных и 7 поддерживающих катков,
направляющего колеса с винтовым механизмом натяжения гусеницы, ведущего
колеса заднего располжения. Поддерживающие катки (кроме заднего) подрессорены
винтовой спиральной пружиной. Подвеска блансирная. В качестве ее упругих
элементов использовались листовые полуэллиптические рессоры, прикрытые
броневыми листами. Танк имел хорошую опорную и профильную проходимость.
Для увеличения профильной при преодолении рвов и эскарпов в его кормовой
части был установлен съемный кронштейн ("хвост"). Машина преодолевала
рвы шириной до 1,8 метра и эскарп высотой 0,6 м, могла пересекать вброд
водные преграды глубиной до 0,7 м и валить деревья толщиной до 0,2 - 0,25
м, не опрокидывалась на подъемах до 38 градусов и при кренах до 28 градусов. Электрооборудование однопроводное, напряжение бортовой сети 6В. Система
зажигания - от магнето. Пуск двигателя производился из боевого отделения
с помощью специальной рукоятки и цепной передачи или снаружи с помощью
пусковой рукоятки. По своим ТТХ танк КС не уступал прототипу, а по максимальной скорости
и бронированию крыши превосходил его. В последующем были изготовлены еще
14 таких танков, некоторые из них получили наименования: "Парижская
коммуна", "Пролетариат", "Буря", "Победа",
"Красный боец", "Илья Муромец". Первые советские танки
принимали участие в боях на фронтах гражданской войны. В самом ее конце
производство машин из-за экономических и технических трудностей было прекращено.
Тактико-технические характеристики
легкого танка КС | Масса в снаряженном состоянии: | 7000 кг | Экипаж: | 2 чел | Длина (с хвостом): | 4960 мм | Ширина: | 1740 мм | Высота: | 2140 мм | Колея
по серединам гусениц: | 1410 мм | Броня: | Лоб
корпуса: | 16 мм | Борт:
| 8 мм | Башня: | 22 мм | Вооружение:
| 37-мм.
пушка и/или 18-мм. пулемет | Боекомплект: | 250 выстрелов | Мощность двигателя:
| 34 л.с. | Максимальная
скорость по шоссе:
| 8,5 км/ч | Запас хода по шоссе
c прицепом: | 60 км | Преодолеваемые препятствия:
| Подьем
(град) : | до 38 | Ширина рва:
| 1,8 м (с хвостом) 1,35 м
(без хвоста) | Высота
стенки:
| 0,6 м | Глубина брода:
| 0,7 м. |  |
|