В начале Великой Отечественной войны ряд конструкторских коллективов
получил срочное задание Наркомата авиационной промышленности на
создание десантно-транспортных планеров. К работам был привлечен
О.К. Антонов, имевший к тому времени опыт создания спортивных планеров.
В конце 1941 года он предложил вариант крылатого танка, который
на буксире за самолетом мог быстро перебрасываться в район боевых
действий. Предполагалось, что планер, представлявший собой танк,
снабженный крыльями, будет отцепляться от самолета за 20-26 км от
цели, бесшумно перемещаться и производить посадку, после чего крылья
будут сбрасываться, а машина вступать в бой. Для реализации проекта
который назвали "крылья танка" и обозначили индексом "КТ", выбрали
состоявшие на вооружении Красной Армии легкий танк Т-60 и бомбардировщик
ТБ-3. Крыло планера представляло собой бипланную коробку, что позволило
уменьшить его в размерах. Хвостовое оперение бипланного типа с разнесенными
килями было установлено на двух балках, соединенных с нижней плоскостью
крыла. Корпус танка выполнял функции гондолы, в которой располагались
пилот (он же водитель) и стрелок. Управление планером в воздухе
осуществлялось рулями и элеронами. Для уменьшения на них нагрузок:
аэродинамической компенсации - дополнительно установили небольшие
крылышки. Пилот сбрасывал крыло, не выходя из танка, с помощью специального
приспособления. Планер имел длину 12 м, размах крыла 18 м, площадь
коробки крыльев 86 кв.м. Облегченный танк Т-60
с полезной нагрузкой весил 6800 кг, масса планера составляла 2000
кг. Полная полетная масса летательного аппарата приблежалась к 7,8
т, а удельная нагрузка на крыло равнялась 90 кг/кв.м.
Испытания "КТ" начались под Москвой в летно-исследовательском институте
(ЛИИ) 7 августа 1942 г. с пробежек облегченного танка по грунтовой
взлетно-посадочной полосе и бетонке. При этом ставилось целью узнать,
выдержит ли ходовая часть машины скорость 110-116 км/ч (скорость
Т-60 составляла 45 км/ч). Затем были выполнены три полета "КТ" на
высоте 4 м, в которых опробовали систему управления.
Первый полет "КТ" состоялся 2 сентября 1942 года. Самолетом-буксировщиком
ТБ-3 с четырьмя усиленными до 970 л.с. моторами АМ-34РН командовал
П.А. Еремеев, в прошлом конструктор пилотажных планеров. Планером
управлял летчик-испытатель опытно-испытательного полигона воздушно-десантных
войск Красной Армии С.Н. Анохин. Из-за большой массы и малой обтекаемости
"КТ" буксировка велась на близкой и максимальной мощности двигателей
ТБ-3 со скоростью 130 км/ч. Несмотря на это, скорость подьема аэропоезда
оказалась недостаточной. Самолет едва достиг высоты 40 м. Не дала
положительного результата попытка увеличить скорость до 140 км/ч,
так как при этом аэропоезд начинал снижаться с вертикальной скоростью
0,5 м/с. Кроме того, стала повышаться температура воды в системе
охлаждения двигателей, что могло привести к их перегреву. В этих
условиях Еремеев принял решение вывести аэропоезд в район близлежащего
аэродрома Быково и отцепить планер. Анохину, благодаря своему профессиональному
мастерству, удалось успешно совершить посадку. Приземлившись, он
запустил мотор танка и, не сбрасывая крыльев, медленно двинулся
к командному пункту аэродрома. Не будучи предупрежденным о вынужденной
посадке необычного аппарата, руководитель полетов аэродрома по боевой
тревоге поднял расчет зенитной батареи. Когда летчик-испытатель
вылез из машины, его задержали красноармейцы. Инцидент был исчерпан
с прибытием аварийно-спасательной команды ЛИИ. Танк своим ходом
доставили в поселок Стаханово (ныне город Жуковский) к аэродрому
ЛИИ. Так закончился первый и последний полет летающего танка.
В акте об испытаниях опытного планера указывалось на необходимость
увеличения триммера руля высоты, постановки штурвального управления
с червячной передачей и внесения конструктивных изменений в аэродинамическую
компенсацию элеронов и управление закрылками. Отмечалось, что задача
создания летающего танка решена, но были допущены ошибки. Модель
планера и танка для продувок в аэродинамической трубе была выполнена
в упрощенном варианте (без тросов, соединяющих бипланную коробку
крыла и оперение, и без моделирования гусениц танка), что привело
к ошибке в расчетах аэродинамических свойств "КТ" и требуемой мощности
двигателей самолета-буксировщика. Кроме того, не было учтено сопротивление
воздуха, что не позводило двигателям ТБ-3 поднять планер на требуемую
высоту и усложнило управление им в полете. Из более мощных самолетов,
способных поднять в воздух планер "КТ", на вооружении
в то время находился лишь стратегический бомбардировщик Пе-8 (ТБ-7)
конструкции В.М. Петлякова. Однако в годы войны было построено всего
80 таких машин. Пе-8 использовали для глубинных воздушных рейдов,
в частности для бомбардировок Берлина, и рассчитывать на его использование
в качестве буксировщика "КТ" по меньшей мере было нереально.
В связи с этим дальнейшие летные испытания крылатого танка прекратились.
|