Написать
мне Форум Гостевая книга | На
главную Добавить в избранное Версия для печати In English |
||
| ||
Надо сказать, что первые попытки создать бронеавтомобиль были предприняты в нашей стране еще в начале века. В 1904 году подъесаул Сибирского казачьего корпуса М. Накашидзе разработал проект бронемашины. Построенная в следующем году, она успешно прошла испытания, и военное ведомство заказало десять таких броневиков, которые поступили на вооружение.
В военном ведомстве России хорошо понимали, что мощности Русско-Балтийского вагонного завода - единственного завода в стране, на котором производились автомобили, - недостаточно для получения базовых шасси для бронемашин, потребность в которых постоянно возрастала. Поэтому военным министром генералом от кавалерии В. Сухомлиновым в середине августа 1914 года принимается решение: срочно отправить военных специалистов в Англию, союзницу России в войне, для приобретения требовавшейся техники. С этой целью была создана комиссия, председателем которой назначен командир учебной автомобильной роты полковник Секретев. Еще до прибытия в Англию члены комиссии уточнили тактико-технические требования, предъявлявшиеся военным ведомством России к бронеавтомобилям. Так, считалось, что приобретаемые бронеавтомобили должны быть полностью бронированными (с горизонтальной броней), иметь отечественное пулеметное вооружение, установленное в двух вращающихся башнях. Горизонтальное бронирование могло защищать экипаж в ближнем бою от поражения ручными гранатами, а при бое в населенных пунктах - от ружейно-пулеметного огня с чердаков домов. Два пулемета, установленных в рядом расположенных башнях, обеспечивали достаточно высокую мощность огня, а в случае выхода одного из них из строя боеспособность машины не терялась. Кроме того, два пулемета, имевших независимую наводку, позволяли одновременно вести огонь по двум целям. Комиссия обнаружила, что серийно выпускаемые английские бронеавтомобили не отвечают этим требованиям. Они не имели горизонтального бронирования, и вооружались они одним пулеметом. Однако администрация и специалисты автомобилестроительной фирмы «Остин», принимая во внимание размер заказа, взялись в короткое время разработать и изготовить машины, удовлетворявшие тактико-техническим требованиям русских военных специалистов. Комиссия полковника Секретов успешно справилась с заданием. Она приобрела 48 бронеавтомобилей фирмы «Остин», 30 - фирмы «Рено» и один - «Изотта-Фраскини». Кроме бронемашин, комиссия закупила значительное количество автомобильной техники - 1216 единиц. В качестве базовых шасси броневиков фирмы «Остин» использовались ее 6-местные легковые автомобили. Броневые листы корпуса и башен, изготовленные из хромоникелевой стали на заводе Виккерса, имели толщину 3,5-4 мм и не пробивались остроконечной винтовочной пулей на дистанции свыше 400 шагов. В амбразурах башен устанавливались отечественные пулеметы Максима. Угол поворота каждой башни в горизонтальной плоскости составлял 280°. Машина имела зависимую рессорную подвеску и деревянные колеса со спицами и резиновыми пневматическими шинами. Экипаж ее состоял из командира, водителя и двух пулеметчиков. К недостаткам относились прогибание заднего моста при езде по пересеченной местности, в результате чего заедали полуоси и движение становилось невозможным. Две пулеметные башни, установленные рядом, мешали друг другу при стрельбе во фланг, а высокая крыша передней части корпуса мешала ведению огня вперед. Опыт боевого применения этих машин показал, что они нуждаются в усилении бронирования, которое и было проведено на Ижорском заводе. Броневые листы английского производства заменили Ижорскими, имевшими толщину 6-7 мм, это обеспечивало защиту от действия остроконечных винтовочных пуль на дистанции в 75 шагов. Само собой разумеется, что это увеличило массу машин. У них заметно снизились тягово-скоростные качества и возросла нагрузка на ходовую часть. Специалисты фирмы «Остин» приняли соответствующие меры по улучшению конструкции своих машин в последующих поставках для русской армии. У них усилили бронирование по образцу Ижорского завода и применили шасси полуторатонного грузового автомобиля с более мощным двигателем. В течение 1915 и 1916 годов в Россию были поставлены 25 бронеавтомобилей «Шеффилд-Симплекс», 36 «Армстронг-Уитворт», 22 броневика «Ланчестер» и более 100 «Остин». Недостаточно высокие боевые качества этих машин заставили русское военное министерство отказаться от их импорта и принять решение о закупке только шасси, а их бронирование осуществлять на русских заводах. В 1916 году специалисты Путиловского завода в Петрограде разработали несколько конструкций таких машин с пулеметным и пушечно-пулеметным вооружением. Для бронеавтомобилей с пулеметным вооружением в качестве базовых использовались шасси грузовиков «Остин» и «Фиат». Броневые катаные листы корпуса и башен этих броневиков имели толщину 7-8 мм (лоб, борт) и 5-6 мм (крыша) и не пробивались остроконечной винтовочной пулей даже на дистанции 75 шагов. Для защиты экипажа от осколков изнутри броневик обтягивали сукном или войлоком. Задние мосты, рессоры и рама были усилены. Кроме того, боевой опыт показал, что большая часть бронеавтомобилей поражалась противником при развороте назад. Поэтому русские мастеровые, порой во фронтовых условиях, ставили на «остинах» вторые (задние) посты управления, что позволяло машине быстро, задним ходом, выходить из-под обстрела. Башни цилиндрической формы располагались диагонально относительно продольной оси машины. Такое их размещение, не уменьшая углов обстрела, давало существенное уменьшение габаритной ширины по сравнению с поперечным расположением. Вооружение составляли два пулемета Максима с боекомплектом из 5000 патронов (20 лент). Кожухи пулеметов имели броневое прикрытие и соединялись шлангами с дополнительными водяными баками, расположенными под крышей башни. Такая система улучшила охлаждение стволов. Для своих «остинов» англичане предусмотрели два комплекта колес. В обычных условиях машина разъезжала на пневматических, а перед боем ее «переобували» в боевые, с шинами из сплошной резины, не боявшимися ни пуль, ни случайных проколов. Неудобства такой системы очевидны: постоянно возить во фронтовых условиях «лишние» колеса и тратить время на их замену было непозволительной роскошью. Выход из положения был найден. Новые шины, заполненные вспененной эластичной массой, состоявшей из глицерина и желатинового клея - гуссматиком, разработаным в 1914 году петербургским химиком А. Гусе, не теряли своих качеств при повреждении пулями, осколками снарядов и гранат и при наезде на колючую проволоку. Технический ресурс отечественных пулестойких шин был по тому времени достаточно высоким. Их пробег доходил до 5000 км. Двигатель мощностью 50 л. с. производства фирмы «Остин» позволял бронеавтомобилям развивать скорость 50 км/ч. Подвеска - зависимая, рессорная, колеса - деревянные со спицами и пулестойкими шинами. Запас хода достигал соответственно 200 км, а полная масса машины - 5,1 т. Экипаж состоял из четырех человек.
В августе 1916 года на испытания вышел не совсем обычный броневик, построенный на Путиловском заводе. Собственно говоря, это был тот же «Остин», на котором вместо задних колес установили широкую резиновую гусеничную ленту типа «Кегресс». Передние колеса были уширены, а перед ними расположи ли катки небольшого диаметра, помогавшие преодолевать рвы и окопы. Новый «Остин» по проходимости значительно превосходил колесные броневики и почти не уступал им в скорости, развивая до 40 км/ч. Испытательная комиссия с чистой совестью вынесла свое заключение; «потребность Действующей Армии в автомобилях, могущих проходить по бездорожью, крайне велика и спешна, а потому, по мнению Комиссии, следует принять все меры к скорейшему изготовлению приспособлений Кегресса для необходимого количества автомобилей всех типов: броневых, грузовых и легковых». В октябре 1916 года Технический комитет ГВТУ собрался для обсуждения программы работ прапорщика Кегресса, которая не может не поразить своим размахом. Помимо усовершенствования уже имеющегося движителя к бронеавтомобилю «Остин», Кегресс планировал его изготовление для 3-тонного грузовика «Паккард» и создание гусеничного прицепа к нему, а также для бронеавтомобиля на шасси «Фиат», бронировка которого предполагалась на Ижорском заводе. Технический комитет расширил программу; в нее с согласия Кегресса был дополнительно включен пункт о разработке движителя для шасси «ФВД», бронировкой которого должен был заниматься Путиловский завод. Кроме того, комиссия предложила, помимо грузовых «Паккардов», поставить на полугусеничный ход и 31 бронируемый на Обуховском заводе пушечный броневик на шасси той же марки. В перспективе же предлагалось оснастить движителем Кегресса практически весь автомобильный парк Русской армии! К сожалению, этим обширным планам не суждено было сбыться. Сказались как бурные политические события 1917 года, так и задержки с поставками шасси из-за границы. Первые из 150 заказанных шасси «Фиат» и «Остин» начали поступать в Россию лишь с февраля 1917 года. Ижорский завод смог приступить к бронировке «Фиатов» лишь летом, изготовив к октябрю только 16 машин. Одно шасси этой марки было передано Кегрессу для установки его «приспособления». Путиловский же завод приступил к массовому бронированию шасси «Остин» и того позже - в сентябре 1917 года, и первые броневики вышли из его цехов уже в 1918 году. Кегресс разработал движитель и к этой машине, но установить не успел — после революции он покинул Россию и вернулся во Францию. Не был им изготовлен и полугусеничный «Фиат». Во время гражданской войны Ижорский завод, ставший основным производителем броневиков всех типов, как «Фиатов», так и «Остинов», выпустил 12 бронеавтомобилей «Остин-Кегресс», которые активно использовались во время отражения наступления Юденича на Петроград ив период советско-польской войны 1920 года. Для полугусеничного бронеавтомобиля Путиловского завода был полностью позаимствован бронекорпус с вооружением от его колесного собрата. Компоновочная схема расположения двигателя, агрегатов и узлов трансмиссии также сохранилась прежней. Эта машина имела конструктивные особенности, относящиеся к гусеничному движителю и оборудованию переднего моста, которые делали сопоставимыми параметры проходимости переднего (колесного) и заднего (гусеничного) мостов. Гусеничный движитель состоял из следующих элементов: сплошной ленты из прорезиненной ткани с резиновым протектором, четырех сдвоенных опорных и двух поддерживающих катков, ведущего и направляющего колес. Подвеска — балансирная. Передача тягового усилия к ведущему колесу осуществлялась при помощи цепной передачи. Регулирование натяжения цепи и ленты производилось с помощью механизмов натяжения винтового типа. В трансмиссии бронеавтомобиля в качестве механизма поворота гусеничного движителя был сохранен дифференциал базовой машины. К дискам передних колес с обеих сторон крепились дополнительные барабаны, которые не препятствовали качению колес по хорошей дороге: когда же колеса погружались в грунт, они принимали на себя часть нагрузки, уменьшая удельное давление. Для облегчения движения по пересеченной местности бронеавтомобиль снабжался специальными барабанами, располагавшимися спереди и сзади гусеничного движителя и передних колес. С уверенностью можно считать, что эта машина стала «венцом» русского периода творческой деятельности талантливого французского инженера. По проходимости и скорости движения она абсолютно превосходила французские и английские танки первой мировой войны, не слишком уступая им в вооружении (добрую половину танков того времени составляли чисто пулеметные машины) и бронировании. Все это дало основание австрийскому майору Фрицу Хейглю - автору популярного в 30-е годы танкового справочника - обозначить «Остин-Кегресс» как «русский тип танка» или «полутанк».
Источники: А.ПРОТАСОВ, М.ПАВЛОВ "Надежды оправдались"
(Моделист-Конструктор) Материалы прислал: Вячеслав Федоров | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
All Rights Reserved © 2002-2004 |