Стальная Лавина!
|
Главная |
Легкий колесно-гусеничный танк БТ-2 |
После установки на шасси танка Кристи специально разработанной башни с вооружением, новый танк в 1931 году был принят на вооружение Красной Армии и запущен в серию под обозначением БТ-2. 7 ноября 1931 года первые три машины показали на параде в Харькове. До 1933 года было построено 623 танка БТ-2. БТ-2 немногим отличался от своего предшественника - танка Кристи. Его корпус представлял собой коробку, собранную из броневых листов, соединенных между собой клепкой. Передняя часть корпуса имела форму усеченной пирамиды. Для посадки в танк служила передняя дверка, открывавшаяся на себя. Выше нее в передней стенке водительской будки находился щиток со смотровой щелью, откидывавшийся вверх. Носовая часть состояла из стальной отливки , к которой были приклепаны и приварены передние броневые листы и днище. Кроме того, она служила картером для монтажа рейки и рычагов рулевого управления. Через отливку продевалась стальная труба, снаружи приваренная к броневым лимитам и предназначенная для крепления кривошипов ленивцев. К носу корпуса с обеих сторон приваривались или приклепывались консоли в виде треугольных листов брони, служившие скрепляющей частью трубы с носом корпуса. Консоли имели площадки для крепления резиновых буферов, ограничивающих ход амортизаторов передних управляемых колес. Боковые стенки корпуса - двойные. Внутренние листы стенок изготавливались из простой неброневой стали и имели по три отверстия для прохода цельнотянутых стальных труб для монтажа полуосей опорных катков. С наружной стороны к листам приклепаны по 5 подкосов для крепления цилиндрических спиральных рессор подвески. Между 3-м и 4-м подкосами на деревянной прокладке устанавливался бензобак. Наружные листы стенок - броневые. Крепились к кронштейнам рессор на болтах. Снаружи с обеих сторон на четырех кронштейнах устанавливлись крылья. Днище корпуса - сплошное, из одного листа. В нем под масляным насосом находился люк для демонтажа двигателя и две пробки для слива воды и масла. Внутренняя часть корпуса делилась перегородками на 4 отделения: управления, боевое, иоторное и трансмиссии. В первом возле сиденья водителя размещались рычаги и педали управления и щиток с приборами. Во втором укладывался боезапас, инструмент и имелось место для командира танк (он же наводчик и заряжающий). Боевое отделение отделялось от моторного разборной перегородкой с дверцами. В моторном находился двигатель, радиаторы, масляный бак и аккумуляторная батарея; от отделения трансмиссии оно отделялось разборной перегородкой, имевшей вырез для вентилятора. Толщина бортовой и лобовой брони корпуса составляла 13 мм, кормы корпуса - 10 мм, крыши и днища - 10 и 6 мм соответственно. Башня БТ-2 - броневая (толщина - 13 мм), круглая, клепанная. В кормовой части находилось приспособление для укладки снарядов. Сверху башня имела люк с крышкой, откидывающейся вперед на двух петлях и запиравшийся в закрытом положении замком. Левее него - круглый люк для флажковой сигнализации. Поворот и вращение башни осуществлялось с помощью поворотного механизма, основу которого составлялпланетарный редуктор. Для поворота башни командир танка вращал штурвал за ручку. Стандартным видом вооружения танка БТ-2 была 37-мм пушка Б-3(5К) образца 1931 года и 7,62-мм пулемет ДТ. Пушка и пулемет монтировались раздельно: первая - в подвижной бронировке, второй - в шаровой установки справа от пушки. Угол возвышения пушки +25°, склонения -8°. Наведение по вертикали достигалось с помощью плечевого упора. Для прицельной стрельбы использовался телескопический прицел. На первых 60 танках шаровая пулеметная установка отсутствовала. 350 танков были вооружены спаренными пулеметами ДА-2 калибра 7,62 мм, которые крепились в пушечной амбразуре башни в специально разработанной маске. Маска вращалась вокруг горизонтальной оси, что позволяло придавать пулеметам угол возвышния +22°, склонения -25°. Горизонтальные углы: вправо - 6°, влево - 8°. справа от спаренных размещалсяодиночный пулемет ДТ. Стрельбу из спаренной установки вел один стрелок, стоя, опираясь грудью - в нагрудник, подбородком - в подбородник. Кроме того, вся установка лежала наплечником на правом плече стрелка. Боекомплект состоял из 2709 патронов (43 диска). Двигатель танка - авиационный, четырехтактный, марки М5-400 (на части машин устанавливался ему идентичный "Либерти"), с дополнением заводного механизма, вентилятора и маховика. Мощность двигателя при 1650 об/мин - 400 л.с. Механическая силовая передача состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по стали), который монтировался на носке коленчатого вала, четырехскоростной КП, двух многодисковых бортовых фрикционов с ленточныйми торомозами, двух одноступенчатых бортовых передач и двух редукторов (гитар) привода к задним опорным каткам - ведущих при колесном ходе. Приводы управления танком - механические. Для поворота на колесном ходу служил штурвал, на гусеничном - два рычага. Танк имел два типа движителей - гусеничный и колесный. Первый состоял из двух гусеничных лент шириной 260 мм, двух задних ведущих колес диаметром 640 мм, восьми опорных катков диаметром 815 мм и двух направляющих катков-ленивцев с натяжными приспособлениями. Ведущие колеса и опорные катки - обрезинены. Удельное давление на грунт составляло 0,63 кг/кв. см, чем обеспечивалась хорошая проходимость танка. Первые серийные танки БТ начали поступать в войска в 1932 году. Они предназначалисьдля вооружения самостоятельных механизированных соединений, единственным представмтелем которых в РККА была 1-я механизированная бригада имени К.Б. Калиновского, дислоцированная Московском военном округе. В состав средств боевого обеспечения бригады и был включен "батальон танков-истребителей", вооруженный машинами БТ-2. Эксплуатация в войсках выявила множество недостатков танков БТ-2. Ненадежные двигатели часто выходили из строя, разрушались траки гусениц, изготовленные из некачественной стали. Не менее остро встала и проблема запасных частей. Так. в первой половине 1933 года промышленность изготовила лишь 80 запасных траков. А отсутствие достаточного количества запасных частей стало поводом для слздания специального приказа начальника УММ РККА И.А. Халепского: " В целях сбережения моторных ресурсов танков БТ 50% машин в войсках держать в неприкосновенном запасе, 25% эксплуатировать наполовину и 25% - эксплуатировать полностью." Оставляла желать лучшего и обитаемость машин, в которых было чудовищно жарко летом и очень холодно зимой. Множество поломок было связано с крайне низким уровнем технической подготовки личного состава. Практически, танки БТ-2 нельзя рассматривать как полноценные боевые машины, а скорее как учебные. Поэтому в повседневной эксплуатации на них старались "довести до ума" серийные узлы и агрегаты, отработать конструктивные решения для перспективных боевых машин и, конечно же, готовить танковые экипажи. Широко практиковались разного рода пробеги для выявления эксплуатационных технических характеристик машин. Несмотря на все недостатки и сложность эксплуатации (скажем, по сравнению с Т-26), БТ полюбились танкистам за свои превосходные динамические свойства, которые те использовали в полной мере. Так, к 1935 году на учениях экипажи БТ уже совершали массовые прыжки на своих машинах через различные препятствия на 15-20 метров, а отдельные машины "ухитрялись" скакнуть аж на 40! Немудрено. что иностранные военные атташе были потрясены действиями танков БТ во время Киевских маневров 1935 года.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
All Rights Reserved © 2002-2003 |