Стальная Лавина!
|
Главная |
Легкий колесно-гусеничный танк БТ-7
(БТ-7М) |
Одновременно с работой над конструкторской документацией БТ-5 завод уже в январе 1933 года получил задание на разраьотку нового танка, а котором предполагалось устранить недостатки предшественников. Тактико-техническими условиями на новую машину предусматривалась установка на нем двигателя М-17, полностью сварной корпус с улушенной обзорностью для механика - водителя, увеличенная емкость топливных баков и новая башня с 76-мм пушкой. Короче, планировалось создать "ударный колесно-гусеничный танк дальнего действия". Разработкой его занималась группа конструкторов в составе Бондаренко, Дорошенко, Курасова, Веселовского, Таршинова и Морозова. В начале 1934 года чертежи были сданы в производство. Тогда же новый танк получил индекс БТ-7. Первый образец изготовили к 1 мая 1934 года, второй - к 7 ноября. Характерными особенностями первых прототипов БТ-7 было наличие курсового пулемета справа от механика - водителя и башни оригинальной конструкции в форме эллипса со скошенной крышей. Причем в проекте была возможность установки в ней без изменений любой из созданных тогда танковых пушек: 76-мм КТ-28 или ПС-3 и 45-мм образца 1932 года. В нише башни размещалась вращающаяся боеукладка барабанного типа на восемнадцать 76-мм снарядов или радиостанция. Танки прошли обширную программу испытаний летом и осенью 1934 года. В итоге для машины с экипажем из 3 человек курсовой пулемет был признан ненужным, а башню забраковали из-за раздельной установки пушки и пулемета. Поэтому в начале 1935 года в серийное производство был запущен с несколько упрощенным бронекорпусом и уже отработанной в производстве башней от БТ-5. Однако, от идеи колесно-гусеничной машины с 76,2-мм пушкой не отказались, и ГАБТУ поручило заводу отработать проект установки на БТ-7 башни от танка Т-26-4. Корпус серийной "семерки" выпуска 1935 года собирался из броневых и стальных листов и представлял собой жесткую коробчатую конструкцию с двойными бортовыми стенками, продолговатой суженной закругленной кормовой частью и трапециевидной кормой. Все неразъемные соединения корпуса выполнялись преимущественно сварными и в меньшей степени, клепаными. Наружные бортовые стенки - броневые, съемные. внутренние стенки представляли собой 4-мм стальные листы. Корпус танка поддерживался на восьми пружинных рессорах (свечах): шести вертикальных и двух горизонтальных. Вертикальные рессоры располаглись между бортовыми листами и внутренней стенкой корпуса. Горизнтальные - внутри корпуса в боевом отделении танка. Холовая чать состояла из восьми опорных, двух ведущих и двух направляющих колес. При движении на колесном ходу ведущей становилась задняя пара опорных катков, а управляемыми - передняя. На гусеничном ходу руль снимался и укладывался в отделение управления. В кормовой части располагались: карбюраторный V-образный 12-цилиндровый двигатель М-17Т мощностью 400 л.с, многодисковый сухой главный фрикцион, 4-скоростная коробка передач, бортовые фрикционы и передачи, тормоза, гитары (для привода колесного хода), топливные баки (два по бокам между бортовыми листами и один - в корме). В башне цилиндрической формы с развитой кормовой нишей размещалась 45-мм тнковая пушка 20К образца 1934 года и спаренный с нею пулемет ДТ. На части танков устанавливались кормовые и зентные пулеметы, а кроме того и радиостанции 71-ТК с поручневой антенной. Экипаж состоял из 3 человек: командир, он же наводчик, заряжающий и механик-водитель. С 1937 года начался выпуск БТ-7 с конической башней. Вооружение танка осталось прежним, но боезапас был был увеличен на 44 снаряда (он достиг 188 выстрелов, а в танках с радиостанцией - 146). На всех линейных танках устанавливался пулемет ДТ в кормовой нише. Для видения стрельбы из пушки и спаренного пулемета ночью танк оборудовали двумя специальными фарами прожекторного типа, устанавливаемыми на маске пушки. Впоследствии такие фары ставили и на танки более ранних выпусков. Четырехскоростная коробка передач была заменена трехскоростной. Внесли изменения в трансмиссию, усилили пружины балансирных подвесок ведущих колес колесного хода, уширили резиновые бандажи ленивца и ведущих колес гусеничного хода. На последних, впрочем, в 1938 году резиновые бандажи были ликвидированы. Тогда же крупнозвенчатую гусеницу стали менять на мелкозвенчатую. В ходе модернизации толщина лобовой брони БТ-7 достигла 22 мм. Боевая масса возросла до 13925 кг. Танки БТ-7 поступали на вооружение танковых бригад танковых корпусов, а также в отдельные танковые бригады и предназначались, в соответствии с теорией глубокой наступательной операции, для развития прорыва в глубину обороны противника. Эксплуатация машин в войсках выявила целый ряд недостатков, часть из которых устранялась в процессе производства, часть же была характерна для танков с колесно-гусеничным движителем вообще и была неустранима. Например. резиновые бандажи при движении на колесах по шоссе с твердым покрытием начинали разрушаться после 100 км пробега. Кроме того, значительная часть забронированного объема "съедалась" за счет двойного борта. Неустранимым недостатком можно считать и сложность привода колесного хода, который к тому же приходилось возить бесполезным грузом при движении на гусеницах. Испытания на НИБТ полигоне выявили , что переход с колес на гусеницы и обратно занимает больше часа, в то время, как в руководстве службы значилось 25-30 минут. Оставляли желать лучшего и моторы М-17, отработавшие летный ресурс (100 моточасов) и устанавливаемые в танки после капремонта. Жалобы из войск на их низкую надежность были частым явлением. Карбюраторный мотор был к тому же, слишком прожорливым, чем приходилось платить за большие мощность и запас хода. Общая емкость всех бензобаков составляла 790 литров, а расход топлива на 100 км составлял 150-160 кг. Уже в 1938 году на ХПЗ построили четыре опытных танка БТ-8 с дизелем В-2. После сравнительных испытаний БТ-7 и БТ-8 было решено начать в 1940 году производство дизельных танков. Для обеспечения программы производства двигателей В-2, которые, помимо танков, ставили и на тягачи "Ворошиловец", двигательное производство ХПЗ было выделено в самостоятельный завод №75.
С декабря 1939 года начался выпуск танка БТ-7М, внешне почти неотличимого от БТ-7. Жесткость корпуса БТ-7М повысили за счет установки раскосов, в днище появился подмоторный люк. уменьшились размеры колпака воздушного фильтра. Большая экономичность дизеля позволила сократить возимый запас топлива, отказаться от дополнительных топливных баков на надгусеничных полках. БТ-7М выпускался до 1940 года, некоторое время параллельно с Т-34. Всего же с 1935 года было изготовлено 4881 танк БТ-7 и БТ-7А; 706 БТ-7М. В войсках НКВД числилось 163 танка БТ-7. БТ-7 был выдающимся танком, не имевшим себе равных в мире по ходовым и маневренным качествам. Он стал гордостью и заслуженным символом автобронетанковых войск РККА в предвоенные годы, поскольку в большей степени соответствовал представлению о танках, как о главной ударной силе сухопутных войск.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
All Rights Reserved © 2002-2003 |