Я -12 - легкий артиллерийский тягач.
Разрабатывался с 1942 года конструкторами НАТИ. Являлся дальнейшим развитием
тягача Я-11.
С августа, когда началось серийное производство Я-12, до конца 1943 года
было произведено 285 машин, которые поступили в соединения тяжелой артиллерии,
где показали хорошую динамику, плавность, надежность хода, высокую скорость
и тягу до 5350 кГс. Просторная кабина и платформа площадью 3,37 кв.м.
с откидными скамейками для расчета и двухстворчатой дверью сзади, были
весьма комфортны. Я-12 буксировали 122-мм корпусные пушки, 152-мм гаубицы-пушки
и даже 203-мм тяжелые гаубицы. Средняя скорость по грунту с прицепом составляла
до 13км/ч, по шоссе - 17км/ч, глубина преодолеваемого рва - 1,8 м, брода
- 0,6 м, подъем с прицепом и грузом- до 18 градусов. Недостатками Я-12,
заранее обусловленными, были: узкая гусеница с плохими сцепными свойствами
на скользкой дороге, малый клиренс, отсутствие лебедки, поломки ходовой
части при тяжелой работе, трудный холодный запуск двигателя. Из-за перебоев с поставками дизелей в 1944 году выпускались отдельные
партии упрощенных тягачей с отечественными бензиновыми двигателями - 95
Я-13 с 76-сильными ЗИС-5М и несколько сотен Я-13Ф со специально созданным
под руководством А.А. Айзенберга ЗИС-МФ(миасский форсированный). Все -
с коробками передач ЗИС-5 (силовой диапазон 6,59). Максимальные скорости
этих машин снизили, но и при этом они буксировали артсистемы массой всего
5 тонн, а 8-тонные - только с перегрузкой. В конце войны в связи с освоением производства новых грузовиков ЯАЗ-200
выпуск тягачей перевели на завод №40 в Мытищах, где их с 1946 года делали
с некоторыми изменениями под марками М-12А и М-13А. В мае 1945 года в Красной Армии имелось 1270 ярославских машин. Они в
целом оправдали себя, как легкие, быстроходные тягачи нового поколения.
Я-12 продолжили свою службу в армии до середины 50-ых годов, пока их не
заменили однотипные М-2.
Тактико-технические характеристики
легкого артиллерийского тягача Я-12 (Я-13Ф) | Масса в снаряженном состоянии: | 6550 (5700)кг | Грузоподъемность
платформы: | 2000 кг | Масса буксируемого прицепа: | 8000 (5000)кг | Число
мест в кузове: | 8 | Длина: | 5030 (4890)мм | Ширина: | 2440 мм | Высота по кабине
и тенту без нагрузки: | 2213 (2290)мм | Высота по тенту: | 3065 мм | Колея по серединам гусениц: | 2100 мм | Ширина гусениц: | 300 мм | Клиренс:
| 305 (310)мм | Удельное давление
на грунт с грузом на платформе: | 0,494 (0,445) кгс/см | Мощность двигателя (при
2000 об/мин):
| 110 (95) л.с. | Максимальная скорость
по шоссе:
| 38,3 (24,4) км/ч | Запас хода по шоссе c прицепом: | 290 (180) км | |
|