Стальная Лавина!
|
Главная |
Артиллерийский тягач "Коминтерн" |
В 1930 году по заданию ГАУ группа сотрудников ХПЗ под руководством Б.Н. Воронкова приступила к разработке арттягача "Коминтерн", и уже к 7 ноября 1931 года было построено три опытных образца типов БНВ-1 и БНВ-2 ("Борис Никанорович Воронков"). Данные образцы развивали скорость до 18 км/ч, были оснащены новой подвеской и ходовой частью, однако тяговое усилие оказалось недостаточным. К тому же, не было положенных артиллерийским тягачам закрытой кабины, грузовой платформы и лебедки. Все эти недостатки, выявленные на полигонных испытаниях в 1932 году устраняла бригада ТРК во главе с Н,Г, Зубаревым. Они применили двигатель увеличенной мощности, специально созданный для "Коминтерна", ходовую часть и подвеску от танка Т-24, повысили скорость, установили кабину автомобильного типа для экипажа и платформу для размещения орудийного расчета, возимого боекомплекта и снаряжения. Впервые в отечественной практике на арттягаче установили лебедку с тяговым усилием, которое было равно массе прицепа. Машина стала отвечать всем предъявляемым требованиям и была принята на вооружение РККА. С апреля и до конца 1934 года изготовили первую установочную партию в 50 "коминтернов", а с 1935 года началось серийное производство - в месяц выпускли по 25-30 машин. Новый тягач имел классическую, очень удобную при работе и обслуживании компоновку грузового автомобиля: впереди - двигатель, за ним кабина, грузовая платформа и задние ведущие колеса(звездочки). Внутри рамы, под полом кабины и платформы, располагались все агрегаты трансмиссии и тяговая лебедка (ее трос выдавался назад). Двигатель КИН был оригинальным, 4-цилиндровым, 4-тактным, жидкостного охлаждения, верхнеклапанным , нетребовательным к качеству топлива (работал на любом бензине и его смеси с литроином и керосином), хорошо заводился даже в холодную погоду мощным электростартером или пусковой рукояткой с понижающим редуктором. Двигатель отличался выносливостью и надежностью, легко выдерживал межремонтные пробеги по 2 тыс.км даже в трудных армейских условиях. Карбюратор - типа "Солекс" , зажигание - от магенто с пусковым ускорителем. Cистему смазки приспособили для устойчивой работы при преодолении машиной подъемов до 40 градусов. Приводы вспомогательных агрегатов - шестеренные, без ременных передач и связанных с ними отказов. Главный фрикцион выполнили двухдисковым, с тормозком, облегчавшим переключения в 5-ступенчатой коробке передач с силовым диапазоном 7,61. Это обеспечило тягачу движение с "ползучей" скоростью 2,6 км/ч и тягоым усилием 6800 кГс и максимальную, довольно высокую по тем временам скорость на шоссе. Коробка передач была связана с главной передачей карданным валом, не требующим точной центровки агрегатов. Бортовые фрикционы и тормоза находились на малонагруженных продольных (ведомых) валах главной передачи, что позволило уменьшить ширину трансмиссии и гусеничного хода - такая конструктивная схема больше советскими инженерами не применялась. Пружинная свечная, очень эластичная (ход 72 мм), подвеска опиралась на 4 попарно балансирные тедежки. в сочетании с обрезиниными опорными и поддерживающими катками это позволило арттягачу ходить по бездорожью с достаточно высокой скоростью. У облегченной гусеницы танкового типа имелись 50-мм грунтозацепы, которые обеспечивали хорошее сцепление с почвой и не повреждали асфальта. при езде на слабых грунтах или обледенелых дорогах сцепные свойства оказывались недостаточными, поэтому на траках приходилось устанавливать одинарные и двойные дополнительные "шпоры". Деревянную кабину с металлической обшивкой с небольшими переделками позаимствовали у грузовика ЗИС-5, но водителя разместили справа. Все окна открывались, поэтому кабина хорошо проветривалась. За ней смонтировали два металлических бензобака (на последних сериях "Коминтерна их емкость достигала 550 л). На грузовой платформе площадью 5,36 кв.м. с откидными бортами и съемным тентом имелись два поперечных сиденья для артиллеристов и скамейка над бензобаками. Лебедка с горизовтальным барабаном (тяговым усилием до 10000 кГс) была связана через червячный редуктор и открытую пару шестерен с коробкой передач, при этом водитель мог управлять ею из кабины. Армейские испытания в августе-ноябре 1937 года показали, что несмотря на архаизм некоторых инженерных решений, машина вышла добротной - она уверенно буксировала любые орудия калибром до 152 мм и дажe 203 мм гаубицу Б-4 на гусеничном ходу. Тягач оказался ремонтопригодным и надежным, проходимость и прочность также отвечали требованиям военных. Правда, отметили большой расход топлива, трудоемкость обслуживания и малую поперечную устойчивость из-за относительно узкой колеи и высокого центра тяжести - отсюда и недостаточная поворотливость (или наоборот - излишняя путевая устойчивость). Были случаи соскакивания гусениц. До 1940 года, когда появился более мощный арттягач "Ворошиловец", выпустили 1798 "коминтернов", из них 1712 передали РККА. В армии те служили успешно и считались одними из лучших тягачей 30-ых годов. перед войной значительная часть их находилась на Дальнем Востоке. К 1945 году в Действующей армии числслись 568 "коминтернов", причем потери с 1 сентября 1942 года составили 56 машин. До наших дней не дошла ни одна...
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
All Rights Reserved © 2002-2003 |