Стальная Лавина!
www.redtanks.bos.ru

Главная
Средний танк Т-28

В 1929 году советское правительство утвердило новую программу оснащения Красной Армии бронетанковой техникой, в соответствии с которой штаб РККА разработал "Систему тракторно-, авто-, броневооружения РККА". Этой системой предусматривалось иметь на вооружении Красной Армии боевые бронированные машины различного назначения. Для качественного усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укрепленных оборонительных полос предназначались средний танк Т-28 и тяжелый Т-35, прототипами которых, без сомнения, являлись английские А1"Индепендент" и 16-тонный А6.

К проектированию трехбашеного среднего танка приступил в 1931 году конструкторский коллектив Опытного конструкторского механического отдела (ОКМО) Машиностроительного завода №174 им. Ворошилова в Ленинграде. Ведущим конструктором проекта был талантливый инженер Н.В. Цейц. В конце года изготовили опытный образец. Осенью 1932 года освоение серийного производства танка Т-28 было поручено заводу "Красный Путиловец" (с 1934 года - "Кировский завод") в связи с загруженностью завода №174 программой производства легких танков Т-26. Первое знакомство путиловцев с проектом состоялось 30 октября 1932 года; вскоре на завод поступил и первый опытный образец.

В средней (главной) башне опытного Т-28 была установлена 45-мм пушка и пулемет ДТ в шаровой установке; в двух малых башнях - еще два ДТ. Новый танк во многом отличался от иностранных аналогов, в частности, применением новейших технических новшеств. Так, для поворота массивной главной башни использовался электропривод, а для удобства работы экипажа в башне устанавливался подвесной полик. Своеобразная конструкция ходовой части танка, весившего 18 тонн, придавала ему необходимую плавность хода и обеспечивала преодоление довольно сложных препятствий. Однако при первом же испытании опытных образцов выявилось большое количество недоработок как в ходовой части, так и в силовой установке. Устранять их предстояло уже на заводе.

Для обслуживания серийного производства при техническом отделе заводоупра-вления была создана специальная конструкторская группа, преобразованная в 1934 году в специальное конструкторское бюро СКБ-2, которое возглавил О.М. Иванов. Первым же начальником бюро по танку Т-28 был Н.Ф.Комарчев, которого в 1933 году сменил А.Г. Ефимов. Для оказания помощи при организации серийного производства на "Красный Путиловец" был направлен начальник ОКМО Н.В. Барыков. К 1 мая 1933 года завод выпустил первые 12 танков, 10 из которых приняли участие в первомайском параде на Красной площади. 11 августа 1933 года танк Т-28 был принят на вооружение РККА. На этот год запланировали выпуск 25 машин, а на 1934 год - 50.

Серийный Т-28 значительно отличался от опытных образцов. Новой формы корпус танка сваривался из катаных броневых листов толщиной 20-30 мм и делился на четыре отделения: управления, боевое, силовое и силовой передачи. Два вертикальных листа образовывали кабину механика-водителя, для входа и выхода которого в ней имелась откидная крышка. Кормовую часть корпуса прикрывал броневой колпак воздухопотоков к вентилятору.

76,2-мм пушка КТ-28 ("кировская танковая") образца 1927-1932 годов с длиной ствола в 16,5 калибров и начальной скоростью снаряда 381 м/с размещалась в главной башне. Справа от пушки в нише башни устанавливались пулеметы ДТ. Прицельные приспособления пушки: танковый перископ образца 1932 года и телескопический прицел образца 1930 года. Механизм поворота башни имел электрический и ручной приводы. Подъемный механизм - секторного типа, ручной.

В малых башнях устанавливались пулеметы ДТ. Главная башня имела круговой сектор обстрела, каждая малая - 165°. Характерной особенностью размещения боеприпасов было применение вращающейся боеукладки. Две "вертушки" емкостью по 12 снарядов в каждой располагались под правым (командирским) и левым (наводчика) сиденьями главной башни. По обе стороны механика-водителя на правом и левом бортах машины находилось по одному вращающемуся барабану, в каждом из которых было уложено 40 магазинов к пулеметам.

На танке устанавливался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения М-17-Л. Трансмиссия состояла из главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач (имевшей блокировочное устройство, предотвращавшее переключение передач при невыключенном главном фрикционе), бортовых фрикционов и двухрядных бортовых передач.

Подвеска танка применительно к одному борту состояла из двух тележек, подвешенных к корпусу в двух точках. В каждую тележку входили три каретки, соединенные между собой рычагами, а каждая каретка, в свою очередь, состояла из двух пар катков, связанных попарно балансиром. Все каретки были подрессорены цилиндрическими спиральными пружинами.

Гусеничные ленты - мелкозвенчатые, цевочного зацепления со 121 траком. Зубчатые венцы ведущих колес выполнялись съемными.

В броневых ящиках по обоим бортам корпуса устанавливались приборы дымопуска ТДП-3, для управления которыми в бортах корпуса имелись круглые отверстия.

Раадиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной, обеспечивавшая связь только на остановках, устанавливалась только на командирских танках, у которых вследствие этого отсутствовал кормовой пулемет. Для внутренней связи имелся танкофон на 6 человек и радиоприбор "Сафар".

В мае 1937 года начальника СКБ-2 О.М. Иванова, арестованного, а затем расстрелянного, сменил на его посту 29-летний Ж.И. Котин, протеже Ворошилова, женатый на воспитаннице наркома обороны. Вся дальнейшая работа по обеспечению серийного выпуска и усовершенствованию танка Т-28 проводилась под его руководством.

Танк Т-28 выпускался с 1933 по 1940 год, причем в течении всего этого периода в его конструкцию было внесено более 600 различных изменений и усовершенствований, которые позволили повысить прочность узлов и агрегатов и надежность работы машины в целом. В процессе производства общий башенный люк для посадки экипажа был заменен на два, причем люк наводчика оборудован турелью П-40 для пулемета ДТ, напряжение электромотора для вращения главной башни повысили с 12 В до 24 В , перестал устанавливаться радиоприбор для внутвенней связи "Сафар", были внесены многочисленные изменения в трансмиссию, двигатель, элементы ходовой части. С 1938 года на танк начали устанавливать 76,2-мм пушку Л-10 с длиной ствола в 26 калибров и начальной скоростью снаряда 555 м/с, обладавшую значительно большей мощностью, чем КТ-28.

Танки Т-28 вместе с Т-35 поступали на вооружение танковых полков РГК, которые в декабре 1935 года были развернуты в отдельные тяжелые танковые бригады. В каждой бригаде насчитывалось по 54 машины Т-28. К концу 1928 года в составе автобронетанковых войск РККА имелись четыре тяжелые танковые бригады. Две из них: 10-я и 20-я приняли участие в боевых действиях на Карельском перешейке в время советско-финской войны 1939-1940 годов. На основании опыта этих боев и довольно высоких потерь от финской противотанковой артиллерии танки Т-28 начали оборудовать броневыми экранами. Толщина лобовой брони корпуса и башни была увеличена за счет этого до 50-80 мм, а бортовой и кормовой - до 40 мм, при этом масса танка возросла до 32 тонн, что отрицательно сказалось на его подвижности. Данный вариант получил обозначение Т-28Э (экранированный).

С 1939 года по приказу К.Е. Ворошилова, на всех танках стала обязательной установка кормового пулемета. На машинах, выпущеных после 1938 года, устанавливалась радиостанция 71-ТК-3, имевшая не поручневую, а штыревую антенну. Наконец, в 1940 году была выпущена партия танков (по разным данным до 12 штук) с коническими главными башнями, аналогичными башням танка Т-35 последней серии. Следует отметить, вообще была достигнута высокая степень унификации с танком Т-35, в частности, идентичными были цилиндрическая главная башня и пулеметные башенки.

На базе танка Т-28 был создан мостовой танк ИТ-28. Часть машин оборудовалась противоминным катковым тралом нажимного действия, который обеспечивал траление двух полос шириной 0,5 м каждая. База Т-28 использовалась и для создания опытной ЗСУ СУ-8 с 76,2-мм зенитной пушкой. Ряд агрегатов танка применялся в тяжелых САУ серии СУ-14. В 1940 году производство Т-28 было прекращено. Дальнейшее увеличение толщины броневых листов заводило многобашенную компоновку в тупик - возрастали масса и габариты танка. Вместе с тем, количество и расположение башен у Т-28 можно считать оптимальным. Три башни, размещенные в два яруса, при независимом их управлении обеспечивали эффективное сопровождение пехоты массированным огнем.

Основные модификации танка T-28:


Т-28 - опытный образец (1932 г.)
Т-28 - первый серийный образец (1933-1934 гг.)
Т-28 - основной серийный образец (1934-1938 гг.)
Т-28 - с конической башней (выпущено 13 машин, 1940 г.)
Т-28Э - экранированный танк (1939-1940гг.)
Т-28 - с гидромеханической трансмиссией (опытный образец, 1937-1938 гг.)
Т-28 - с торсионной подвеской (опытный образец, 1938 г.)
Т-28 - танк-тральщик (1939г.)
ИТ-28 - мостовой танк (1940г.)
Электротральщик - на базе Т-28 (опытный образец, 1940г.)
152,4-мм самоходная мортира - на шасси Т-28 (опытный образец, 1932г.)
152,4-мм самоходная береговая пушка на шасси Т-28 (опытный образец, 1933г.)
Т-29-4, Т-29-5, Т-29 - опытные колесно-гусеничные танки (1934г.)
СУ-8 - опытная самоходная установка (1935г.)
СУ-14, СУ-14-1 - самоходные артиллерийские установки (1935-1936гг.)
МБВ - моторный броневой вагон (2 образца, 1936-1937гг.)
СУ-14Бр-2, СУ-14-2 - САУ с бронированным боевым отделением (2 образца, 1939г.)

На всех средних танках Т-28 устанавливались радиостанции 71-ТК-1 или 71-ТК3.

По состоянию на 1 января 1941 года в РККА находилось 411 танков Т-28 различных модификаций. Всего за время серийного производства промышленностью было выпущено 523 танка.

Тактико-технические характеристики
среднего танка Т-28

Масса в снаряженном состоянии:27800 кг
Экипаж:6 чел
Длина:7440 мм
Ширина:2805 мм
Высота: 2820 мм
Клиренс:560 мм
Длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом: 5350 мм
Ширина траков: 390 мм
Удельное давление на грунт: 0,72 кг/см кв.
Бронирование:
Лоб корпуса/угол наклона:30 (с экр. до 80)мм/65°
Башня/угол наклона:20-30(с экр. до 80)мм/90°
Пулеметные башни/угол наклона:10-20 мм/90°
Борт/угол наклона:30 мм/90°
Корма/угол наклона:20 мм/90-25°
Крыша:15 мм
Днище:15 мм
Вооружение:

76,2-мм пушка КТ-28 (Л-10) четыре 7,62-мм пулемета ДТ

Углы вертикального наведения : -10° ; +40°
Боекомплект: 70 выстрелов;
1512 патронов
Двигатель:
М-17Т,V-образный, 12-цилиндровый, 4-тактный, карбюраторный,
Мощность двигателя:500 л.с. при 1750 об/мин
Количество передач:5 вперед, 1 назад
Емкость топливного бака:650 л.
Расход топлива по шоссе на 100 км.:295 л.
Скорость по шоссе:
45 км/ч.
Скоростьпо пересеченной местности:
20 км/ч.
Запас хода по шоссе:
220км
Запас ходапо пересеченной местности:
160 км
Преодолеваемые препятствия:
Подъем:45 град.
Крен:30 град.
Ширина рва:3,5 м
Высота стенки:
1,0 м
Глубина брода:1,0 м

Главная

All Rights Reserved © 2002-2003
контент и поддержка: redtanks@bos.ru
концепция дизайна: redtanks@bos.ru