Написать
мне Форум Гостевая книга | На
главную Добавить в избранное In English |
||
| ||
Автор статьи: Максим Горбатюк О музее финских бронетанковых войск я узнал довольно давно и надеялся попасть туда за месяц пребывания в Финлядии – оставалось выяснить, как туда добраться. Однако, все решилось весьма просто – «по просьбам трудящихся» посещение музея было включено в «культурную программу» и добирались мы туда на микроавтобусе. Музей расположен в местечке Парола, в 10 км от города Хамеенлинна. У подножия поросшего лесом холма находятся крытые павильоны музея, на склоне - два ряда экспонатов «под открытым небом», окопы, блиндаж, капониры с PAK-38 и PAK-40, «стерегущими» проходящую внизу дорогу, а на вершине стоит бронепоезд – единственный экспонат, который виден с дороги. На первом и втором фото – вид с вершины холма на нижний ряд танков и постройки музея. Красное здание в центре – крытый ангар – начало осмотра, там находится касса, кафе, магазин сувениров. Здание с крышей «шатром» – павильон противотанкового оружия, в красном сарайчике слева – экспозиция танковых двигателей. На площадке перед ангаром стоят Vickers 6t с 37-мм пушкой и единственный «коренной» финский экспонат – бронеавтомобиль Sisu, восстановленный из металлолома – он виднеется на первом фото за красным микриком. В крытом ангаре, в основном, содержатся экспонаты, находящиеся на ходу. Это в первую очередь Т-34/85, StuG IIIG и Т-26, все в прекрасном состоянии. В Т-26 башня подсвечена изнутри и через открытый кормовой люк виден интерьер в отличном состоянии – отсутствуют разве что боеукладка в нише башни да стеклоблоки в бортовых приборах наблюдения. Однако, я немного забежал вперед – при входе в павильон посетителей встречает FT-17 – также отлично сохранившийся и я подозреваю, что он также «живой». Вообще то, из-за недостатка времени мой визит в Паролу получился несколько неполноценным, т.к. стремясь узреть как можно больше, я не читал таблички на большинстве экспонатов (FT-17 попал в их число), а на табличках этих написано довольно много, в том числе и история данной конкретной машины. С другой стороны от входа в павильон установлена «трепанация» Т-55 – первого танка, который финны не захватили, а купили у Советского Союза. На нем прекрасно видны все основные узлы машины. Похоже, что это учебное пособие из танкового училища. Далее расположены Сomet и Leopard 2, состоящий ныне на вооружении финских бронетанковых войск, а также несколько современных колесных БТРов – не помню точно какие, не обращал на них особого внимания. Еще две колесные машины – БА-10 и БА-20. БА-20 находится в весьма неплохом состоянии, а вот вид БА-10 удручает. Вроде бы, он тоже на ходу, и считается самым ценным экспонатом музея – это единственный сохранившийся до наших дней БА-10, однако его состояние далеко от идеала – фото говорят сами за себя. Возможно, он ждет реставрации в ближайшее время… Большой недостаток вышеописанного ангара – теснота – техника стоит борт к борту, к тому же БА-10 невозможно подобраться. Покинув ангар, попадаешь на небольшую площадку – на ней стоят БМП-1 и башня от нее же, английский полицейский броневик (не помню точно, кажется, Humber Pig ), советский гусеничный тягач C-2, Sherman c 75-мм пушкой и сварным корпусом, вроде бы М4А2, но с уверенностью сказать не берусь. Далее поднимаемся на склон холма, в нижний ряд машин. ИСУ-152, далее два КВ – ранний, с экранами, и поздний, с литой башней, последний несет на себе боевые повреждения – это хорошо видно на фото «в анфас». За КВ следуют Т-34/85 и Т-34/76 с шестигранной башней с башенкой, затем – пустое место – возможно, занимавший его экспонат на реставрации – история об этом умалчивает. Следующая машина представляет собой весьма интересный экземпляр – это БТ-42 – захваченный финнами БТ-7, несущий вместо штатной башни башню финского производства с 114-мм орудием. За БТ-42 – три «немца»: Pz. IV и два StuG IIIG. “Четверка” весьма ржавая и основательно выпотрошенная, как по мне – смотреть не на что. Самоходки выглядят гораздо лучше, одна имеет обычную коробчатую маску орулия и несет финский камуфляж времен 2МВ, у другой маска “свиное рыло”, остатки циммерита с характерным для “штугов” вафельным рисунком и окраска в Dunkelgelb. Ряд завершает Comet. Во втором, верхнем ряду доминируют Т-26. Два Т-26 с клепаным корпусом и цилидрической башней. Один из них несет раннюю башню – с маленькой нишей. Два «поздних» Т-26 с коническими башнями разных конструкций. Обратите внимание на установку пулемета в корпусе – видимо, это уже финские художества – мне нигде не встречалось упоминания об установке курсовых пулеметов на советских Т-26, хотя могу и ошибаться. Второй «конический» танк – то ли подбит в бою, то ли служил мишенью на полигоне. Ансамбль «двадцатьшестых» завершает их прародитель Vickers 6t, перевооруженный советской танковой сорокапяткой. За этим семейством следует Т-28 с экранами и орудием Л-11 – состояние не ахти – пулеметные установки отсутствуют, на многих катках нет резиновых бандажей. Для меня пока остается загадкой назначение массы резьбовых шпилек на лобовых листах, я предполагаю, что это для крепления траков или аналогичной дополнительной защиты, но может кто-то знает наверняка? С Т-28 соседствует Т-50, примерно в том же состоянии. У меня, честно говоря, вызывает удивление тот факт, что такая редкая машина находится в таком незавидном «положении». Завершают второй ряд ну совсем уж неприлично ржавые Т-60 и Т-70. У Т-70 пушка отсутствует, у Т-60 она бутафорская, как и маска, причем весьма топорная. У выхода с открытой площадки установлена башня Т-55, обстрелянная различным противотанковым оружием, начиная ПТР и заканчивая 125-мм танковой пушкой – весьма интересный и поучительный (для моделистов) экспонат. Ну вот, с танками, пожалуй, все. Идем в павильон противотанкового оружия. Перед ним стоят немецкие ПТО – 37, 50 и 75-мм. Внутри – противотанковые ружья и пушки – немецкие, французские, советские, есть польская 37-мм ПТП, также представлено ручное ПТО – панцерфаусты и панцершреки, гранаты, бутылки с горючей смесью и... березовые поленья – финны вставляли их между катками танков, дабы обездвижить последние. Видимо, не очень благодарная работенка была. Вот вроде бы и все – визит в Паролу подошел к концу. Времени, естественно, хотелось бы побольше – чтобы все обсмотреть и облазить. Впечатление осталось в целом благоприятное, еще бы увидеть эту технику в движении... Эх! Мечты, мечты... В общем, если кого занесет в Финляндию – настоятельно
рекомендую посетить этот музей – не пожалеете. |
| |||
| ||||
All Rights Reserved © 2002-2004 |