Написать мне
Форум
Гостевая книга
На главную
Добавить в избранное
Версия для печати
In English
Steel Panthers I.

Steel Panthers - для профессионала эти слова звучат приятной музыкой прошлого, таким теплым ностальгическим ветерком, несущим незабываемые воспоминания. В те далекие, как сейчас уже кажется, времена, компания SSI несла своим немногочисленным почитателям то хорошее, доброе, вечное что и заставляло сердце варгеймера учащенно биться при звуке этих трех магических букв. Игра Steel Panthers после своего появления начисто смела все остальные игры из поля зрения специалистов и любителей - потому что это была НАСТОЯЩАЯ ВОЕННАЯ ИГРА во всех смыслах. После нее было выпущено еще две последующие части, но ни одна из них уже не повторила успеха первой.

Чем же привлекала и до сих пор привлекает эта игра истинных ценителей, несмотря на поблекшую со временем графику ?

Начнем обзор этой игры по порядку:

1. Кампании - атрибут любой серьезной игры. Какой смысл холить и лелеять свои части, если по истечении времени они исчезнут навсегда с поля боя, коим является ваш монитор? В этом отношении к SSI нет претензий - танкисты, пехотинцы, артиллеристы, которые начали с вами войну останутся верными вам до конца! Умирая от жажды в пустынях Ливии, замерзая в снегу под Сталинградом или погибая под бомбами союзников в Нормандии они будут добросовестно выполнять свой долг. Те, которые выживут в первом сражении, двинутся с вами дальше, получив добытый кровью опыт и мораль закаленных в бою солдат. Идут годы, совершенствуется оружие, гибнут товарищи - все это отражено в игре. Пересаживаясь на новый танк, вы теряете немного опыта, ну, а если убили командира, - мораль подразделения заметно снизится.

Кампании идут на трех ТВД - Западном, Восточном и Тихоокеанском. В соответствии с вашими приказами войска могут быть переброшены на другой фронт. Слишком жарко в Африке? Нет проблем, герр генерал - охладитесь в России. Играть можно за любую из стран “оси” или союзников. Но кампанию можно вести только против компьютера.

Единственный минус кампании: как бы хорошо вы ни воевали, все равно война закончится в руинах Германии или на островах Японии. К слову сказать, японская линия в этой игре мне не особо понравилась - стойкость японских частей приводила их вместо победы к идиотскому истреблению - а американцы были все герои и молодцы. Это еще один из явных и стабильных минусов SSI: попытка принизить характеристики русского оружия (а заодно и японского) и непомерно раздуть преимущества техники США. Ну да и господь с ними - может, оружие у них и хорошее, - но воевать (играть) они, за редким исключением, совершенно не умеют. Но это уже лирика.

2. Сценарии - тут есть все, чего душа пожелает. Благодаря мощному редактору можно делать свои сценарии, поэтому количество их с момента выхода игры возросло до, скажем так, бесконечности. На родном сайте компании вы можете скачать все, что захотите - затронуты буквально все операции на всех фронтах. Сценарии можно играть как против компьютера, так и против человека - вдвоем на одном компе или по майлу.

3. Графика: на мой взгляд - для тех времен просто великолепная. Сейчас, конечно, уже не так привлекательно выглядит вид сверху (пехота, которая напоминает не то стадо баранов, не то горсть грязного риса с высоты полета; похожая на таракана-инвалида пушка) - но такие мелочи не должны смущать истинного любителя. Зато танки хороши! Неплохо выглядит местность, артиллерийский огонь разрушает здания, в них занимаются пожары. Подбитый танк эффектно горит на холме, поникший ствол некогда грозного орудия бессильно смотрит в обугленную землю. Окопы, доты, минные поля - все выглядит достаточно органично.

4. Интерфейс. Все управление вынесено на правую шкалу и продублировано кнопками. Масштабирование экрана удобное. В общем, никаких нареканий.

5. Совместимость. Игра написана под DOS - а чего вы, собственно, хотите от игры, отметившей свое пятилетие? Отсюда многочисленные баги при работе под "вынью". Да и со всякими нестандартными звуковыми платами типа Yamaha OPL-3sx игра не очень "дружит"...


Ну а теперь о мелочах, которые, в принципе и делают из хорошей идеи великолепную игру или заставляют нас с сожалением вздыхать, мол, идея-то была прекрасная, а сделали как всегда.

Что меня поразило прежде всего и навсегда оставило сладостные воспоминания в моей памяти - сочетание опыта части с моралью - помню, пять моих танков Pz III и Pz IV в начале войны столкнулись с одним КВ - беспрерывно вгоняя в него снаряд за снарядом я говорил себе: "вот сейчас зайду с кормы и..." Но так и не смог ничего ему сделать. Кировская броня не желала уступать крупповским снарядам. Казалось “Клим Ворошилов” несколькими выстрелами продырявит “картонные” германские танки - но оглохшие, контуженные, полуослепшие от отлетевшей от брони окалины русские танкисты также ничего не могли предпринять - посаженные в танк накануне войны, они изредка делали один выстрел - который проходил далеко в стороне. При отступлении КВ был загнан в речушку, где застрял и был брошен экипажем… Не правда ли, описание таких боев мы неоднократно встречаем в старых документах? Реализация подобного эффекта в игре стоит очень многого. А расчет 45-мм противотанкового орудия, замаскировавшись в кустах и глядя на приближающуюся лавину немецких танков ждал, используя свой шанс на единственный выстрел, т.к. понимал - второго сделать ему уже не дадут. Так и случилось: один железный монстр с крестом на борту навечно застыл под Ропшей, но из расчета орудия не уцелел никто. Если кому-то покажется, что это слишком красочное описание - подтверждаю его техническими деталями - можно выставить дальность, с которой орудие откроет огонь и назначить ему цель, пока цель не исчезнет из поля видимости данной части, вероятность попадания будет возрастать с каждым шагом игры ( до определенной величины, конечно). Зависимость стрельбы от качества техники ( от установленного прицела на танке), морали экипажа, его опытности и дает тот неповторимый сплав правдоподобности в игре, который потом так никто и не смог повторить.

Выпущенный снаряд может пробить броню и убить кого-то из членов экипажа, поджечь танк, вывести из строя вооружение или просто сбить гусеницу. Мужественный экипаж превратит свой подбитый танк в неприступный дот на пути наступающего противника, а слабый духом и неопытный постарается покинуть поле боя при первой возможности.

А авиация? Не всесильный хозяин в воздухе, а куча искореженного металла после удачного выстрела опытного зенитного расчета, но грозный противник, если вам нечего ему противопоставить. Артиллерийская поддержка - этот бич обороняющихся и атакующих - сметающий все на своем пути, но бессильный против тщательно замаскированной и окопавшейся пехоты. Немецкие “Тигры”, от лобовой брони которых отскакивают наши 76-мм снаряды - и выскакивающий на полной скорости Т-34, сокращающий дистанцию для выстрела в борт - чьи мечтания о реализме в игре заходили дальше? Страшный своей неотразимостью в городских кварталах Сталинграда “Коктейль Молотова”, после которого из экипажа никто не останется в живых и много другое в игре от SSI ждет вас.

Богатейшая военная энциклопедия с реальными фотографиями и условными единицами бронирования - все есть в этой игре - если бы вы захотели купить книгу с таким количеством иллюстраций - недешево она бы вам обошлась.

Рассказывать о этой игре можно бесконечно, но “ Лучше много раз поиграть, чем один раз прочитать.

Итак - прокатимся с ветерком по Франции ( говорят там есть хорошее вино и красивые женщины) или засеем немецкими костями бескрайние леса Белоруссии и поля Украины, а, может, с ревом промчимся на Т-34/85 по замершим в испуге немецким провинциальным городкам?

Возьми Steel Panthers и узнай, как чувствовали себя хозяева Европы.


Jim Hopper

Санкт-Петербург

Статья взятa с сайта DVP Wargame Club

Поиск по сайту


И ИЛИ
Дополнительно

All Rights Reserved © 2002-2004
контент и поддержка: redtanks@bos.ru
концепция дизайна: redtanks@bos.ru