Написать мне
Форум
Гостевая книга
На главную
Добавить в избранное
Версия для печати
In English
С-2 "Сталинец"

Сталинец - 2: дизельная версия транспортного трактора С-1. Разрабатывался и выпускался на Челябинском тракторном заводе имени И.В.Сталина. Разработки начались в 1938 году. Предназначался для буксировки тяжелых артсистем.

Имел типичную для транспортного трактора плотную схему размещения агрегатов с предельно сдвинутым вперед двигателем и кабиной на удлиненной полураме, задняя часть которой крепилась к несущей главной передаче. Ходовая часть состояла из сдвоенных обрезиненных опорных катков (6 на борт) в двух каретках с рессорно -балансирной подвеской по типу танка Т-26. Тормоза: c двусторонним серводействием, по-танковому.

Двигатель: МТ-17 четыехцилиндровый, 4-тактный типа "Катерпиллер" мощностью 105 л.с. позволял трактору уверенно буксировать тяжелые артсистемы Б-4 и А-19 как по шоссе, так и по мягкому грунту, преодолевая подьемы свыше 15 градусов, причем средняя скорость составляла 15 км/ч по шоссе и 10 км/ч по грунту. Кроме дизтоплива, МТ-17 работал на смеси автола с керосином, легко заводился в 30-градусные морозы от 20-сильного пускового движка, имевшего ручной и автомобильный электростартеры. Одновременно с прокручиванием дизеля прогревалась его система охлаждения и всасывающий тракт. В 1940 году на ЧТЗ под руководством М.Ф.Балжи разработали более перспективный вариант дизеля С-3 (159,8 л.с.) с перспективой доведения его мощности до 185 л.с.

...Осенью 1940 года был построен опытный С-2 - с индивидуальной торсионной подвеской 6 металлических опорных катков, с жесткими рамами тележек и увеличенной опорной базой. Масса машины снизилась на 800 кг. (12600 кг - первоначальная масса). Мелкозвенчатая гусеница из стали Гатфильда была выполнена по типу арттягачей ХПЗ, но с повышенными грунтозацепами. Сзади имелся пружинный прицепной крюк, впереди - такой же жесткий. Кабина - от ЗИС-5, но расширенная и дооборудованная, за ней - три топливных бака по 222 л. Грузовая платформа площадью 5,09 кв.м. с двумя откидными сиденьями по бортам - (для артрасчета) могла закрываться тентом.

После выпуска опытной партии из 12 машин с сентября 1940 года С-2 начали собирать малыми сериями и до конца года сдали 23. Зато в 1941 году дело раскрутилось, и до ноября сделали 1235 тягачей (видимо, неагрессивному советскому государству нужно было показать свое стремление к миру любыми средствами (к коммунистическому миру).

Но в ноябре ЧТЗ переключился на выпуск танков, тяжелые арттягачи перестали быть нужными (всю тяжелую артиллерию уже потеряли) и выпуск их прекратился.

С-2 попали на все фронты, особенно много было их на Юго-Западном, где они буксировали все: от 85-мм зенитных пушек до 203-мм гаубиц и 280-мм мортир, выводили на ремонт подбитые легкие и средние танки. На 1 сентября 1942 года в армии числилось 892 "сталинца". Многие из них прошли всю войну.

Тактико-технические характеристики
тяжелого артиллерийского тягача С-2

Масса в снаряженном состоянии:12000 кг
Грузоподъемность платформы:1500 кг
Масса буксируемого прицепа:10000-19000 кг
Число мест в кузове:8
Длина:4674 мм.
Ширина:2440 мм.
Высота по кабине:2756 мм.
Высота по тенту:3065 мм.
Колея по серединам гусениц:1823 мм.
Ширина гусениц:420 мм.
Клиренс:
462 мм.
Удельное давление на грунт с грузом на платформе:0,768 кгс/см.
Мощность двигателя (при 1100 об/мин):
105 л.с.
Максимальная скорость по шоссе:
25,5 км/ч
Запас хода по шоссе c прицепом:160 км

Поиск по сайту


ИИЛИ
Дополнительно

All Rights Reserved © 2002-2004
контент и поддержка: redtanks@bos.ru
концепция дизайна: redtanks@bos.ru