Сталинец - 2: дизельная версия транспортного трактора С-1. Разрабатывался
и выпускался на Челябинском тракторном заводе имени И.В.Сталина. Разработки
начались в 1938 году. Предназначался для буксировки тяжелых артсистем.
Имел типичную для транспортного трактора плотную схему
размещения агрегатов с предельно сдвинутым вперед двигателем и кабиной
на удлиненной полураме, задняя часть которой крепилась к несущей главной
передаче. Ходовая часть состояла из сдвоенных обрезиненных опорных катков
(6 на борт) в двух каретках с рессорно -балансирной подвеской по типу
танка Т-26. Тормоза: c двусторонним серводействием, по-танковому.
Двигатель: МТ-17 четыехцилиндровый, 4-тактный типа "Катерпиллер"
мощностью 105 л.с. позволял трактору уверенно буксировать тяжелые артсистемы
Б-4 и А-19 как по шоссе, так и по мягкому грунту, преодолевая подьемы
свыше 15 градусов, причем средняя скорость составляла 15 км/ч по шоссе
и 10 км/ч по грунту. Кроме дизтоплива, МТ-17 работал на смеси автола с
керосином, легко заводился в 30-градусные морозы от 20-сильного пускового
движка, имевшего ручной и автомобильный электростартеры. Одновременно
с прокручиванием дизеля прогревалась его система охлаждения и всасывающий
тракт. В 1940 году на ЧТЗ под руководством М.Ф.Балжи разработали более
перспективный вариант дизеля С-3 (159,8 л.с.) с перспективой доведения
его мощности до 185 л.с.
...Осенью 1940 года был построен опытный С-2 - с индивидуальной
торсионной подвеской 6 металлических опорных катков, с жесткими рамами
тележек и увеличенной опорной базой. Масса машины снизилась на 800 кг.
(12600 кг - первоначальная масса). Мелкозвенчатая гусеница из стали Гатфильда
была выполнена по типу арттягачей ХПЗ, но с повышенными грунтозацепами.
Сзади имелся пружинный прицепной крюк, впереди - такой же жесткий. Кабина
- от ЗИС-5, но расширенная и дооборудованная, за ней - три топливных бака
по 222 л. Грузовая платформа площадью 5,09 кв.м. с двумя откидными сиденьями
по бортам - (для артрасчета) могла закрываться тентом.
После выпуска опытной партии из 12 машин с сентября 1940
года С-2 начали собирать малыми сериями и до конца года сдали 23. Зато
в 1941 году дело раскрутилось, и до ноября сделали 1235 тягачей (видимо,
неагрессивному советскому государству нужно было показать свое стремление
к миру любыми средствами (к коммунистическому миру).
Но в ноябре ЧТЗ переключился на выпуск танков, тяжелые
арттягачи перестали быть нужными (всю тяжелую артиллерию уже потеряли)
и выпуск их прекратился.
С-2 попали на все фронты, особенно много было их на Юго-Западном,
где они буксировали все: от 85-мм зенитных пушек до 203-мм гаубиц и 280-мм
мортир, выводили на ремонт подбитые легкие и средние танки. На 1 сентября
1942 года в армии числилось 892 "сталинца". Многие из них прошли
всю войну.
Тактико-технические характеристики
тяжелого артиллерийского тягача С-2 | Масса в снаряженном состоянии: | 12000 кг | Грузоподъемность
платформы: | 1500 кг | Масса буксируемого прицепа: | 10000-19000 кг | Число
мест в кузове: | 8 | Длина: | 4674 мм. | Ширина: | 2440 мм. | Высота по кабине: | 2756 мм. | Высота по тенту: | 3065 мм. | Колея по серединам гусениц: | 1823 мм. | Ширина гусениц: | 420 мм. | Клиренс:
| 462 мм. | Удельное давление
на грунт с грузом на платформе: | 0,768 кгс/см. | Мощность двигателя (при
1100 об/мин):
| 105 л.с. | Максимальная скорость
по шоссе:
| 25,5 км/ч | Запас хода по шоссе c прицепом: | 160 км |  |
|