Параллельно с разработкой чертежей серийной самоходной
установки СУ-122 еще в январе 1943 года начались работы над ее кардинальным
усовершенствованием. В процессе этих работ было установлено, что лучшим
решением является установка гаубицы в рубке САУ не на тумбе, а в маске.
Крепление орудия к лобовому листу корпуса значительно увеличивало полезный
объем боевого отделения. Добиться большей компактности артсистемы можно
было уменьшением длины отката пушки с 1100 до 600 мм, т.е. требовалось
создать новое орудие, специально приспособленное для самоходной артиллерийской
установки. Разработку и производство пушки взял на себя завод №9. В апреле
1943 года была изготовлена опытная САУ СУ-122М с новым орудием Д-11. Ее
конструкция имела ряд преимуществ по сравнению с СУ-122.
Боевое отделение увеличилось за счет расширения стенок до габаритов гусеницы
на 50 мм. Гаубица Д-11 устанавливалась вместе с люлькой в раму, вращавшуюся
в цапфах и прикрепленную только к лобовому листу без связи с днищем и
бортами. Орудие было самоуравновешено в цапфах и устанавливалось со смещением
назад, что улучшало условия работы передних опорных катков ходовой части.
Для более эффективной стрельбы прямой наводкой был установлен телескопический
прицел. Государственные испытания СУ-122М стрельбой проводились
с 18 по 23 июня 1943 года на полигоне под Нижним Тагилом. Было произведено
329 выстрелов. Ходовые испытания проходили на трассах Свердловск - Нижний
Тагил и Свердловск - Челябинск, на которых было пройдено 858 км. Государственная
комиссия признала необходимым внести в конструкцию некоторые изменения
для ее дальнейшего улучшения, но в общей оценке вынесла заключение, что
самоходка может быть принята на вооружение самоходных артиллерийских частей
Красной Армии. Все замечания комиссии были реализованы на новом опытном
образце САУ СУ-122III, вооруженным 122-мм гаубицей Д-6 завода №9. В конце
июля - начале августа эта машина вместе с тремя опытными образцами самоходок,
вооруженных 85-мм пушками, проходила испытания на Гороховецком полигоне.
В ходе испытаний у гаубицы Д-6 выявились существенные недостатки, и СУ-122III
была снята с испытаний.
|