Я -12 - легкий артиллерийский тягач, который
разрабатывался с 1942 года конструкторами НАТИ и являлся дальнейшим развитием
тягача Я-11.
С августа, когда началось серийное производство
Я-12, до конца 1943 года было произведено 285 машин, которые поступили
в соединения тяжелой артиллерии, где показали хорошую динамику, плавность,
надежность хода, высокую скорость и тягу до 5350 кГс. Просторная кабина
и платформа площадью 3,37 кв.м. с откидными скамейками для расчета и двухстворчатой
дверью сзади, были весьма комфортны. Я-12 буксировали 122-мм корпусные
пушки, 152-мм гаубицы-пушки и даже 203-мм тяжелые гаубицы. Средняя скорость
по грунту с прицепом составляла до 13км/ч, по шоссе - 17км/ч, глубина
преодолеваемого рва - 1,8 м, брода - 0,6 м, подъем с прицепом и грузом
- до 18 градусов. Недостатками Я-12, заранее обусловленными, были: узкая
гусеница с плохими сцепными свойствами на скользкой дороге, малый клиренс,
отсутствие лебедки, поломки ходовой части при тяжелой работе, трудный
холодный запуск двигателя.
Из-за перебоев с поставками дизелей в 1944 году выпускались
отдельные партии упрощенных тягачей с отечественными бензиновыми двигателями
- 95 Я-13 с 76-сильными ЗИС-5М и несколько сотен Я-13Ф со специально созданным
под руководством А.А. Айзенберга ЗИС-МФ (миасский форсированный). Все
- с коробками передач ЗИС-5 (силовой диапазон 6,59). Максимальные скорости
этих машин снизили, но и при этом они буксировали артсистемы массой всего
5 тонн, а 8-тонные - только с перегрузкой.
В конце войны в связи с освоением производства новых
грузовиков ЯАЗ-200 выпуск тягачей перевели на завод №40 в Мытищах, где
их с 1946 года делали с некоторыми изменениями под марками М-12А и М-13А.
В мае 1945 года в Красной Армии имелось 1270 ярославских
машин. Они в целом оправдали себя, как легкие, быстроходные тягачи нового
поколения. Я-12 продолжили свою службу в армии до середины 50-ых годов,
пока их не заменили однотипные М-2.
Тактико-технические характеристики
легкого артиллерийского тягача Я-12 (Я-13Ф)
|
Масса в снаряженном состоянии: | 6550 (5700)кг |
Грузоподъемность
платформы: | 2000 кг |
Масса буксируемого прицепа: | 8000 (5000)кг |
Число
мест в кузове: | 8 |
Длина: | 5030 (4890)мм |
Ширина: | 2440 мм |
Высота по кабине
и тенту без нагрузки: | 2213 (2290)мм |
Высота по тенту: | 3065 мм |
Колея по серединам гусениц: | 2100 мм |
Ширина гусениц: | 300 мм |
Клиренс:
| 305 (310)мм |
Удельное давление
на грунт с грузом на платформе: | 0,494 (0,445) кгс/см |
Мощность двигателя (при
2000 об/мин):
| 110 (95) л.с. |
Максимальная скорость
по шоссе:
| 38,3 (24,4) км/ч |
Запас хода по шоссе c прицепом: | 290 (180) км |
 |
|