Написать
мне Форум Гостеваякнига |
| На
главную Добавитьв избранное Версия для печати In English |
|
| ||
Я -12 - легкий артиллерийский тягач, который разрабатывался с 1942 года конструкторами НАТИ и являлся дальнейшим развитием тягача Я-11. С августа, когда началось серийное производство Я-12, до конца 1943 года было произведено 285 машин, которые поступили в соединения тяжелой артиллерии, где показали хорошую динамику, плавность, надежность хода, высокую скорость и тягу до 5350 кГс. Просторная кабина и платформа площадью 3,37 кв.м. с откидными скамейками для расчета и двухстворчатой дверью сзади, были весьма комфортны. Я-12 буксировали 122-мм корпусные пушки, 152-мм гаубицы-пушки и даже 203-мм тяжелые гаубицы. Средняя скорость по грунту с прицепом составляла до 13км/ч, по шоссе - 17км/ч, глубина преодолеваемого рва - 1,8 м, брода - 0,6 м, подъем с прицепом и грузом - до 18 градусов. Недостатками Я-12, заранее обусловленными, были: узкая гусеница с плохими сцепными свойствами на скользкой дороге, малый клиренс, отсутствие лебедки, поломки ходовой части при тяжелой работе, трудный холодный запуск двигателя. Из-за перебоев с поставками дизелей в 1944 году выпускались отдельные партии упрощенных тягачей с отечественными бензиновыми двигателями - 95 Я-13 с 76-сильными ЗИС-5М и несколько сотен Я-13Ф со специально созданным под руководством А.А. Айзенберга ЗИС-МФ (миасский форсированный). Все - с коробками передач ЗИС-5 (силовой диапазон 6,59). Максимальные скорости этих машин снизили, но и при этом они буксировали артсистемы массой всего 5 тонн, а 8-тонные - только с перегрузкой. В конце войны в связи с освоением производства новых грузовиков ЯАЗ-200 выпуск тягачей перевели на завод №40 в Мытищах, где их с 1946 года делали с некоторыми изменениями под марками М-12А и М-13А. В мае 1945 года в Красной Армии имелось 1270 ярославских
машин. Они в целом оправдали себя, как легкие, быстроходные тягачи нового
поколения. Я-12 продолжили свою службу в армии до середины 50-ых годов,
пока их не заменили однотипные М-2.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
All Rights Reserved © 2002-2004 |