<
Написать мне
Форум
Гостевая книга
На главную
Добавить в избранное
In English
Музей Сомюр, Франция

Автор статьи: Олег Красильников

Будучи по служебной надобности во Франции, я конечно не мог пройти мимо тамошнего танкового музея.

Впрочем, "пройти" - не то слово. Музей расположен в городе Сомюр (Saumur) на Луаре, то бишь ехать туда из городу Парижу надо через пол-Франции, с пересадкой в Орлеане. Благо поезда там скоростные, дорога заняла всего два часа.

Сам музей расположен на окраине города. На входе нас встречает "Шерман", один из тех которые Париж освобождали. С именем собственным "Uskub" (в дивизии Леклерка многие танки носили имена). Там же, у входа, самоходка стоИт, тех же времен (107-мм M7 на базе Шермана).

Основная экспозиция - в огромном ангаре, разделенном на несколько залов:
- Первая мировая
- Франция в 1940 году
- Вторая Мировая - союзники (все вместе)
- Вторая Мировая - немцы (их больше всех)
- Вторая Мировая - итальянцы (мааленький зал)
- Вторая Мировая - пушки и прочее несамоходное...
- Послевоенные - Франция
- Послевоенные - НАТО
- Послевоенные - Варшавский Договор
- Зал курьезов
- Зал двигателей
Пара слов о некоторых из них.

В зале WWI из интересного - "Шнейдер", "Сен-Шамон" и "FT-17". Сколько в двух первых оригинального железа, а сколько новодела - не знаю. Но выглядят вроде ничего. А вот "Рено" в музее минимум три штуки, и все на ходу (один в экспозиции, несколько в загашниках). Регулярно участвуют во всяких выездных мероприятиях, парадах. Ну, любят FT-17 французы, примерно как мы "тридцатьчетверку"...

В зале "Франция 1940" - вроде как представлено почти все, что было у французов на тот момент.
Нет только тяжелого B-2, ну дык их выпущено было помнится всего пара десятков, и все они были уничтожены авиацией в одном ж/д эшелоне. А прочие на месте. В путеводятеле есть картинка, из чего был восстановлен один из них - легкий Renault R 35. Жуть. В прошлой жизни он был мишенью на артполигоне - представляете, в каком состоянии его в музей приволокли ? А сейчас как новенький.

В зале союзников русской техники, ясное дело, немного. Да и откуда ей взяться-то ? "Танковые орды", воспетые Резуном, так до Ла-Манша и не дошли, а после войны мы и в самом деле стали "вероятными противниками" и почти не общались. Так что ни тебе трофеев, ни человеческого обмена... И стоят в уголку всего три советские коробки: Т-34-76 с интересной крышкой люка механика-водителя (оригинал видимо потерялся, а новую похоже сделали местные пионеры на уроке труда), и КВ-1 с СУ-100, типа как в городском бою (вокруг битый кирпич и прочие декорации).

Английской и американской техники побольше, жаль только освещение не везде было хорошее, "Грант" так вообще в темноте стоял, фоткать плохо...

Немецкий зал занимает столько же места, сколько все союзники вместе взятые. Коллекция трофеев тут и в самом деле богатая. Большинство машин отлично отреставрированы, ни царапинки. Но кое-что оставлено "as is": пробоина во лбу Jagdpanzer IV, бронетранспортер типа как завязший в болоте... Список машин долго перечислять, он на сайте музейном есть...

В итальянском зале только один танк (М15-42), одна самоходка (на базе М13-40) и одна гаубица.
Одно недоразумение, как говорится...

В "послевоенном" французском зале все начинается... правильно, с американской техники, которую французы пользовали пока свою не завели. Вчепятляет LVT 4 Alligator - эдакий плавающий вагон на гусеничном ходу. Пишут, что данные монстры неплохо себя чувствовали на рисовых полях Вьетнама...

В центре зала - танк "Леклерк" с неприличною надписью "DUROC".

Дальше - два настоящих монстра, послевоенные французские танки ARL 44 и AMX-50. Пушки чуть не вдвое длиннее корпуса, а в общем оба чем-то напоминают наш КВ-2. Делались они с целью "дать французским конструкторам опыт, который они растеряли за войну". Поэтому на обоих танках двигатели - немецкие "майбахи", а у ARL 44 ходовая часть от старого доброго B1 bis. Ужас... AMX-50 в общем поприличнее, по крайней мере характерная для французских танков "качающаяся" башня появилась именно на нем, да и ходовая часть напоминает позднейшие "нормальные" AMX'ы.

Еще интересный экземпляр - разведмашина EBR Panard FL11. 8 колес: крайние оси с нормальными шинами, средние - чуть меньше диаметром и с железыми грунтозацепами. По дороге едем на четырех, по грунту - работают все 8. Два поста управления, равная скорость вперед и назад (более 100 км/ч). Низкий силуэт. 90-мм пушка. Зверь машина! Не зря состояла на вооружении с 1951 по 1985 год.

Пришедшая ей на смену AMX 10RC тоже приятная машинка. 6 колес, 105-мм пушка, защита от ОМП, правда не плавает, а только вброд ходит (старая-то FL11 вообще негерметичная была).

Зал других стран НАТО знаменит в первую очередь плохим освещением. Поэтому не получились (или плохо получились) фотки таких интересных машин, как Леопард-1 и -2, шведский безбашенный "S", английские "Чифтен" с "Центурионом", послевоенные американские машины от "Першинга" до М60.

В послевоенном "советском" зале есть почти все, что выпускала в свое время родная промышленность и страны народной демократии иже с нею. Проще перечислить чего нету: Т-64, Т-80 и более поздних, БМП-2 и 3, БТР-80. Есть даже кусочек "берлинской стены", якобы камни и в самом деле "оттуда".

Пополнялась коллекция разными путями: помимо обмена, часть танков была захвачена у Ирака в прошлую войну (Т-54), ПТ-76 вроде как из тех что взяты Израилем у Египта, "Шилка" осталась в наследство Германии после объединения с ГДР, Т-72 (в том числе один "раздетый") вроде бы тоже оттуда...

Зал курьезов можно по праву назвать "залом ВДВ": почти половина тамошних экспонатов предназначалась для десантников (но в серию почти ничего не пошло), в том числе:

- мотороллер с безоткатной пушкой
-"складной" 4-местный джип - в сложенном виде это плоский контейнер толщиной менее полуметра
- легкий танк с размещением водителя в башне. Высота машины полтора метра, но как ей рулить?

В этом же зале размещены:
- пресловутый немецкий самобеглый фугас "Голиаф"
- швейцарский армейский велосипед
- самоходная безоткатная пушка с размещением экипажа лежа: корыто высотой полметра на гусеницах.
- "киноартисты": легкий американский М24 Chaffee загримированный под "Пантеру" и БТР М2 в роли немецкого SDKFZ. Всем хороша "Пантера", но вот "тарелочки" фиг подделаешь, да и размер у М24 раза в полтора меньше. Но в кине этого не видно. :-)
Есть еще детский зал, где можно полазить снаружи и изнутри по голландскому БТРу и еще какой-то коробке...
Вокруг музея, под открытым небом - нечто типа свалки, отстойника, запасника - как хотите назовите. Несколько десятков танков и прочей техники в самом различном состоянии, видимо ждущих реставрации. Попадались достаточно интересные железки, к примеру "пантера" с опознавательными "Свободной Франции", или легкий танк 30-х годов (не помню как его зовут)...

Вот собственно и все. Жалею только что мало времени было, и мало кадров в аппарате...

Дополнительно: гид по музею (перевод и комментарии: Олег Красильников)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиск по сайту


ИИЛИ
Дополнительно

All Rights Reserved © 2002-2004
контент и поддержка: redtanks@bos.ru
концепция дизайна: redtanks@bos.ru



<< >> << >> << >>


Менее 3-х лет ооо регистрация проследите, чтобы.