Проект тяжелого двубашенного танка СМК был разработан
специалистами конструкторского бюро СКБ-2 Кировского завода под руководством
Ж.Я. Котина в 1938 году. Ведущим конструктором машины на этапе технического
проектирования был инженер-конструктор Н.В. Цейц. Впоследствии его заменил
А.С. Ермолаев. Опытный образец машины был изготовлен в 1939 году. Танк
предназначался для качественного усиления общевойсковых соединений при
прорыве особо сильных и заблаговременно укрепленных оборонительных полос
противника и замены тяжелого танка Т-35. Его отличительной
особенностью было двухъярусное размещение пушечного вооружения в двух
башнях. Первоначально танк должен был иметь три башни с пушечно-пулеметным
вооружением, расположенные в продольной плоскости по диагонали, но в процессе
обсуждения макета и проекта танка на заседании Комитета Обороны в декабре
1938 года было решено отказаться от задней малой башни. Опытный образец танка, проходивший заводские испытания
в начале лета 1939 года имел в большой башне кормовой крупнокалиберный
пулемет ДК, который впоследствии был заменен на ДТ. На базе танка СМК в 1939 году разрабатывалась бронированная
самоходная артиллерийская установка "объект 212" вооруженная 152,4-мм
пушкой БР2, которая так и не была изготовлена. В целом танк СМК отвечал оперативно-тактическим требованиям
того времени. Его 60-мм броневая защита могла выдержать огонь 37-47-мм
противотанковых пушек, а вооружение обеспечивало массированный и высокоманевренный
круговой огонь. По всем показателям: бронированию, вооружению, тягово-скоростным
качествам, проходимости, маневренности и запасу хода он превосходил тяжелый
танк Т-35. Однако и СМК не был решен определенных недостатков: большая
масса, значительные размеры и многочисленный экипаж. Опытный образец танка принимал участие в боевых действиях
на Карельском перешейке во время войны с Финляндией зимой 1939-1940 годов.
Имеется весьма любопытная история, связанная с его боевым применением.
В ходе боевых действий СМК подорвался на мощном фугасе. Взрыв повредил
гусеницу и вывернул каток. Тяжелый танк осел в воронку и никакие попытки
советских ремонтников вытащить его оттуда не привели к успеху. СМК простоял
всю зиму на нейтральной полосе. Так, как активных боевых действий на данном
участке фронта не велось, финские разведывательные группы неоднократно
в нем побывали. Танк был внимательно изучен, с него были сняты оптические
приборы и крышка люка. Все это дало финнам весьма полное представление
о танке и о советском танкостроении в целом. Но немецкая сторона не сделала
своевременных выводов из советско-финской кампании (а следовало бы!).
Как знать, если бы немцы приняли во внимание опыт своих союзников, возможно,
ход войны 1941-1945 годов был несколько иным... Так или иначе, впоследствии
танк СМК был принят на вооружение, но решение было отменено из-за принятия
на вооружение танка КВ-1 с более высокими тактико-техническими
характеристиками. Тактико-технические
характеристики
тяжелого танка СМК | Масса в снаряженном состоянии: | 55000 кг | Экипаж: | 7 чел | Длина: | 8750 мм | Ширина: | 3400 мм | Высота: | 3250 мм | Длина участков ленты, соприкасающейся
с грунтом: | 5850 мм | Ширина траков: | 700 мм | Клиренс: | 500 мм | Бронирование: | | Лоб
корпуса/угол наклона: | 60-75 мм/разл. | Верхняя башня/угол
наклона: | 60 мм/75° | Нижняя башня/угол наклона: | 60 мм/75-80° | Борт/угол наклона: | 60 мм/75-90° | Корма/угол наклона: | 55 мм/15-60° | Крыша: | 30 мм | Днище: | 20 мм | Вооружение: |
76,2-мм
пушка Л-11; 45-мм пушка обр. 1934 - 38 гг, четыре 7,62-мм пулемета
ДТ | Углы вертикального наведения верхней
башни: | -7° ; +35° | Углы вертикального
наведения нижней башни: | -7° ; +25° | Боекомплект: | 113 выстрелов калибра 76,2 мм; 300 выстрелов
калибра 45 мм;
5733 патрона | Двигатель:
|
AМ-34Т,
V-образный, 12-цилиндровый, 4-тактный, жидкостного охлаждения | Мощность двигателя: | 850 л.с. при 1850 об/мин | Количество передач: | 5 вперед, 1 назад | Емкость топливного бака: | около 1320 л. | Расход топлива по шоссе на 100
км.: | 600 л. | Скорость по шоссе:
| 35,5 км/ч. | Скоростьпо пересеченной местности:
| 15,5 км/ч. | Запас
хода по шоссе:
| 230 км | Запас ходапо пересеченной местности:
| 160 км | Преодолеваемые
препятствия: | | Подъем: | 37 град. | Ширина рва: | 4,0 м | Высота стенки:
| 1,1 м | Глубина
брода:
| 1,7 м |  |
|