Написать мне
Форум
Гостевая книга
На главную
Добавить в избранное
Версия для печати
In English
Steel Panthers I. (MHarry)

В последнее время стало появляться очень много игр о Второй Мировой войне. И это, наверное, к лучшему: геймерам надоело бегать с плазмаганами по футуристическим коридорам, клепать пачками роботов в далеких галактиках, прокачивать магов и гоблинов. Потянуло на реальные события, когда-либо происходившие в мире. Компании-производители живо откликнулись на новые веяния и начали активно выпускать различные игрушки на заданную тему. Но что хорошо американцу - для русского смерть. Подходы создателей остались старыми. Ярким примером тому стала первая ласточка: серия "Sudden-strike"( в народе - "Противостояние-3/4". Это - "Старкрафт" на новый лад, в котором, пожалуй, отрезана система сбора ресурсов и строительства юнитов. Зона видимости описана окружностями, причем неважно, что сзади обзора как такового у танка, например, быть не может. Толпы безликих автоматчиков, тремя гранатами подбивающих тяжелый "Тигр". Отсутствие командования в принципе (каждый юнит сам себе хозяин). Это главные особенности подобных игр. Не секрет, что у более-менее интересующихся военной техникой и историей все это вызывает саркастические усмешки. Для начинающих ситуация примерно такова: после первоначального интереса к игре и поверхностного ознакомления с реальными характеристиками понравившегося "Королевского тигра", возникают примерно такие вопросы: "С какого черта у меня в каждом сражении по пять-десять "Першингов", если на самом деле их воевало всего 20 штук?" "Откуда у меня в боях под Москвой взялись "Тигры"? и вторые "ИСы"?". "Почему танки стреляют на расстояние, сравнимое с броском гранаты?". На это обычно следуют ответы разработчиков вроде: "для вас, дураков, старались сделать баланс, увеличить играбельность". Получается, такие игры создаются не для людей, а для неких виртуальных казуалов, которым все сойдет, которым нужно подтянуть слюнявчик, чтобы они не переутомились от чересчур усложненной от реальных элементов (пускай у всех пушек, включая как легкие "сорокапятки", так и сверхтяжелые 305-миллиметровые гаубицы, будет расчет из двух человек, иначе ведь будет нужно продумывать дополнительные для этого самого расчета места, а геймерам объясним, что упрощения - это для их же блага) игры. В результате следует разочарование одновременно с поиском аналогичных игр. Ими становятся героические стратегии/шутеры о взятии укрепрайонов Нормандии легковооруженными, но от того не менее бравыми американскими рейнджерами. Скоро, я думаю, дойдет до того, что мы будем лицезреть звездно-полосатый, триумфально развевающийся на Рейхстаге в 1945-ом.

Но выход из этого, казалось бы тупикового положения имеется: пора обратить взор на старые игры. В начале-середине 90-ых годов такие крупные компании, как SSI и другие выпустили порядочное количество качественных, но незаслуженно забытых варгеймов. Одним из них является Steel Panthers - симулятор командира танковой бригады. Причем бригада может быть не обязательно танковой - по желанию можно комплектовать ее и пехотой и артиллерией, даже мотоциклистами, но все-таки главной силой здесь являются танки.

Графика: Чего можно ожидать от игры 1994 года выпуска, идущей под DOS? А вот и не угадали, графика са-авсем не убога. Лошади здесь похожи на лошадей, артиллерия на артиллерию, но не более. Зато танки и автомобили выполнены безупречно. Местность тоже не подкачала. Здорово выполнены кусты и холмы, как будто производилась аэрофотосъемка. Единственное нарекание вызвали реки: узкие похожи на прямые траншейки, которые танки преодолевают даже не замедляясь, широкие же - вполне на уровне. Дома различаются как по материалам, так и по размеру. Можно сразу отличить огромные городские здания от деревенских, деревянные дома от каменных, церкви от зданий горисполкомов. Лесные пожары, клубы дыма, подбитые и покинутые танки - все создает реальность и "настоящесть".

Управление: Мышь здесь - главный инструмент. С ее помощью юниты и передвигаются, и атакуют, и выполняют какие-либо действия. Хотя имеются и горячие клавиши, панель управления вынесена на правую часть экрана и основная нагрузка приходится на нее. Все очень удобно и не вызывает раздражения.

Звук: все реально - и выстрел танка и гул двухмоторного бомбардировщика, и глухой хлопок винтовки снайпера. Правда мы не услышим здесь надрывных криков командиров, как в Close Combat, ну и ничего страшного.

Теперь самое главное и интересное - игровой процесс. Затягивает. Сколько раз я ругался нехорошими словами и сжимал в бессильной отчаянности кулаки, видя, как мои тяжелые КВ выбамбливают фашистские "лапотники" Ю-87, сколько раз обливалось мое сердце кровью, когда мои быстроходные "бэтэшки" влетали на холмы, стремясь поближе поразить врага и попадали под перекрестный огонь окопавшихся немецких "трешек". А как вам ситуация, когда в зимних боях в Финляндии после многократного минометного обстрела неизвестно откуда на поле боя выезжал допотопный FT-17 (17 - год выпуска) и точным выстрелом в гусеницу обездвиживал крепость на на этих самых гусеницах - Т-35. Когда советские бойцы в июне 1941-го после пары выстрелов по ним самовольно покидали поле боя и никакие попытки их остановить не действовали? Когда советские Т-26 и Т-28, захваченные финнами, шли в наступление против таких же моих танков? Когда уже опытные асы поражали улепетывающие "Тигры" точными выстрелами в корму? Как самозабвенно огнеметная "тридцатьчетверка" уничтожала экипаж 88-миллиметрой противотанковой пушки, до того подбившей четыре моих танка? Когда теперь уже мои Pz-II и Pz-III в Польше столкнулись с двумя настоящими, а не эрзац танками 7TP, могущими и подбивающими немецкие коробки? А видели бы вы Киев в июле 1941-го, пожары после артобстрелов, пробоины в крышах домов после бомбежек! Или могильники немецких бронетранспортеров, выскакивающих на гребень холма и успешно подбиваемых поджидающими их снизу Т-60 и Т-70!

Ладно, хватит лирики, теперь об особенностях и достоинствах:

1. Продуманная мораль: (Командиры обладают способностью действовать на подчиненных, уменьшать их подавленность, поднимать боевой дух. Танкист-новобранец с низкой моралью попытается скрыться с поля боя после нескольких успешных выстрелов врага, пехота теряет дух, находясь в задымленных областях. Также, подобная боевая единица отрицательно действует на остальных). Могу привести пример: в финскую войну 1940 года один мой БТ-7М вырвался из леса, в котором мои войска вели безуспешную борьбу против финских лыжников, в чистое поле, на дальнем краю которого размещались столь желанные ключевые флаги. Четыре (!!!) раза лучший легкий танк РККА стремительным броском направлялся к ним, четыре же раза останавливался и пытался ретироваться. Виной тому было отсутствие радиостанции, из-за чего танкисты не могли связаться с командиром, что сильно подрывало их боевой дух).

2. Опыт: (Один из наиважнейших показателей. От него зависит качество стрельбы, способность действовать после обстрела. Скажем, если опытный танкист, атакуя, получит снаряд в лоб, то он не утратит способности выстрелить в ответ. Если же юнит неопытен, то он обязательно остановится, при этом потеряв возможность выстрелить в ответ, уровень его растерянности и подавленность резко повысится. Хочу дать небольшой совет: берегите свои экипажи! Именно от них зависят дальнейшие битвы. Необходимо как можно скорее эвакуировать пришедшие в себя экипажи, дабы не допустить их уничтожения, т.е. уничтожения полноценных боевых кадров.)

3. Тактико-технические характеристики:(Бронирование указано в условных единицах и составляет коэффициент угла наклона брони помноженный на ее толщину. Так, лобовая броня "Пантеры" сильнее, чем у "Тигра" именно из-за угла наклона).

4. Своевременность появления военной техники: (Никаких "Штурмтигров" под Москвой! Вся техника укладывается в временные сроки. Скажем, в 1942 году уже нельзя запрашивать "БэТэшки" и Т-26 довоенного выпуска, а к концу войны и КВ отойдут в тень, уступив место тяжелым ИСам).

5. Баланс: (Никакого подогнанного баланса! Все соответствует историческим реалиям. Скажем, в начале войны ни один немецкий танк не мог пробить броню тяжелого КВ, а вот обездвижить и добиться бегства экипажа - вполне. Снаряды тридцатьчетверок отскакивают от лобовой брони тяжелых "Тигров" противника, в общем, все так, как было на самом деле).

6. Свобода действий: никто не ограничивает вас никоим образом! Вы можете как просто отвести войска с поля боя и проиграть битву, так и держаться до конца. Иногда победы обходятся дороже, чем поражения: сохраненные войска важнее какого-то плацдарма.

Интересной особенностью игры является то, что коренным образом повлиять на ход мировой истории вы не можете. К сожалению, успешно развив контрнаступление под Львовом в июле 1941-го, в следующем эпизоде придется обороняться уже в августе под Киевом. Вызвано это тем, что вы командуете как максимум бригадой, а посему завершить войну в Берлине в 1942 году не получится.

Приятным сюрпризом является встроенная энциклопедия, в которой размещены как тактико-технические характеристки, так и краткие описания бронетехники. Сопровождается все это дело фотографиями и рисунками. А рассказывать есть о чем! Более чем 600 юнитов, включая пехоту различных годов призыва, противотанковую, полевую артиллерию, грузовики, авиацию! 245 разновидностей пушек, пулеметов, ручного стрелкового оружия, противотанковых гранатометов и ружей! 22 воюющих армии, включая Польшу, Венгрию, Румынию, Националистический и Коммунистический Китай, даже Нидерланды и Грецию, которые обладают уникальным вооружением и войсками! Около двухсот различных объединений и формаций. Бесконечное количество тактических ходов и приемов! Все это создает простор для ВАШЕЙ игры, не единственную универсальную стратегию, вроде офицеров на передовой и стоящих за ними танков, по сантиметру продвигающихся за пехотой дабы уничтожить очередной бункер, а баталии, когда тяжелые КВ-1 вминают в грязь фашистские противотанковые расчеты, тщетно пытающиеся пробить кировскую броню, а быстроходные БТ-7, прячась в складках местности и за лесными массивами выходят в тылы врага, занимают стратегические высоты и стремительно спускаясь вниз, давя ошеломленную пехоту, подобно стальной лавине замыкают кольцо окружения.

И наконец самое главное: РЕАЛИСТИЧНОСТЬ! Когда читаешь старые советские учебники по тактике с примерами из Великой Отечественной войны, иногда подлавливаешь себя на мысли, что в SP уже видел или участвовал в этом. Короче, полное соответствие реалиям!

Резюме: игра является лучшим на данный момент варгеймом в пошаговом режиме. Классика жанра, доселе никем не превзойденная. В ней вы найдете все, что хотите увидеть.

З.Ы. Кстати, после пропатчивания игры до версии 1.2 появляется возможность PBEM (Play By E-Mail) с соратниками, которых не так уж и мало.

З.З.Ы. Скачать сей шедевр жанра можно здесь, на "Стальной Лавине".

Ссылки в тему:

panther.nm.ru - клуб, посвященный всем играм серии SP. На здешнем форуме собираются варгеймеры, среди которых присутствует Ваш покорный слуга, проводятся турниры по данной игре, публикуются тактические приемы. Здесь также можно скачать первую версию самой лучшей в мире пошаговой тактической игры.

spanther.narod.ru - Этот сайт знаменит различными примочками, патчами, ссылками на архивы с другими играми серии.

wargamer.by.ru - Тоже интересный проект, другой варгеймерский PBEM клуб. В частности, здесь размещен перевод руководства по Steel Panthers.

Поиск по сайту


И ИЛИ
Дополнительно

All Rights Reserved © 2002-2004
контент и поддержка: redtanks@bos.ru
концепция дизайна: redtanks@bos.ru



<< >> << >> << >>