Написать
мне Форум Гостевая книга | На
главную Добавить в избранное Версия для печати In English |
||
| ||
Т-20 "Комсомолец" - легкий артиллерийский тягач. Именно поэтому корпус сделали клепанно-сварным м выполнили его из 7-10 мм. бронелистов, защищающих командира и водителя от пуль и мелких осколков. Командир обслуживал пулемет ДТ, установленный в подвижной маске в лобовом бронелисте и имел второе управление. На кабине устроили два люка-лаза, спереди и по бокам - откидные бронещитки, прикрывавшие щели для наблюдения. Позже щитки заменили пулестойкими стеклами и блоками "триплекс". За моторным отделением разместили два ряда 3-х местных сидений - для того, чтобы грузить боезапас и снаряжение. В плохую погоду натягивался тент с окошками. Автомобильный двигатель ГАЗ-М с четырехступенчатой коробкой передач стоял сзади и был закрыт бронекапотом с откидными крышками. Чуть позже его дополнили демультипликатором от трехосного ГАЗ-ААА, удвоив тем самым число ступеней в трансмиссии. Это дало два режима движения - тяговый, с минимальной скоростью 2,5 км/ч и усилием на буксирном крюке до 3000 кгс, и транспортный. От Т-38 взяли: главную передачу, бортовые фрикционы с тормозами, опорные и поддерживающие резиновые катки и мелкозвенчатую гусеницу. Однако тележки с попарно блокированными опорными катками оборудовали компактной рессорной подвеской, в результате чего высота обвода гусеницы стала меньше, а экипаж разместился удобнее. Сначала задний опроный каток служил и направляющим колесом, но потом ввели отдельное направляющее колесо. Воздух для системы охлаждения забирался вентилятором через отверстия над гусеницами, но в сухую погоду по ним внутрь машины попадала пыль и срок службы дваигателя сокращался. Поэтому на последней серии комсомольцев воздухозаборник поставили между спинками сидений. На армейских испытаниях в августе - ноябре 1937 года арттягач показал среднюю скорость по шоссе(с прицепом) 15-20 км/ч , по проселку и бездорожью - до 11 км/ч. Машина преодолевала рвы глубиной 1,4 м, брод в 0,6 м, стенку высотой 0,5, валила деревья толщиной до 0,15 м, уверенно ходила с креном 30 градусов, а радиус поворота не превышал 2,4 м. Единственным недостатком была перегруженность автомобильного двигателя. Но подходящих для арттягачей такого размера тогда просто не было. По результатам испытаний "Комсомолец" был принят на вооружение. Выпуск "Комсомольцев" начали в 1937 году на головном заводе №37 и спецпроизводствах СТЗ и ГАЗа. До 1941 года изготовили 7780 тягачей трех серий, отличавшихся устройством платформы, сидений, системы охлаждения, ходовой части и вооружения. Все они сыграли существенную роль в моторизации РККА. В начале войны их даже иногда применяли в качестве пулеметных танкеток для поддержки пехоты. Кроме того, по инициативе главного конструктора горьковского артиллерийского завода №92 В.Г. Грабина на сотне арттягачей смонтировали 57-мм противотанковую пушку ЗИС-29. Назывались эти самоходки - ЗИС-30. Быстро пройдя войсковые испытания, (в результате чего обнаружилась неустойчивость при стрельбе из-за малой опорной базы и большой высоты линии огня) они были распеделены по танковым бригадам и участвовали в битве за Москву. На фронтах "Комсомольцы" буксировали более тяжелые артсистемы, работали с перегрузкой. К сентябрю 1942 года их осталось всего 1662. Многие тягачи использовалмсь партизанами (хорошо подходили для лесных дорог, а автозапчастей для них хватало).
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
All Rights Reserved © 2002-2004 |