Написать мне
Форум
Гостевая книга
На главную
Добавить в избранное
Версия для печати
In English
Танки Т-26 и модификации, созданные в 1933 и 1939 годах

В 1933 году появиась новая модификация Т-26 с однй цилиндрической башней. Этот танк оснастили 45-мм танковой пушкой образца 1932 года, которая была смещена в сторону левого борта. Весил он 9,4 тонны, боекомплект пушки состоял из 136 снарядов. На 110 мм увеличилась высота машины, остальные данные остались прежними. Танки командиров оснащались радиостанциями с поручневыми антеннами, при этом боекомплект приходилось ограничивать 96 снарядами. Опыт боев в Испании и у озера Хасан показал, что противник обычно сосредотачивает огонь именно на них, поэтому поручневую антенну заменили менее заметной штыревой. Типичным для этих танков стали две фары-прожектора над пушкой для ведения огня ночью.

С 1935 года бронелисты корпуса и башни стали соединять с помощью электросварки (до этого они соединялись заклепками), боекомплект пушки уменьшили до 122 выстрелов (82 танка с радиостанцией), но увеличили емкость бензобаков. Масса машины возросла до 9600 кг.

На танках 1936 года начали устанавливать пулемет в кормовой нише башни, боекомплект опять сократили, оставив 102 снаряда, незначительные изменения внесли в ходовую часть - танк потяжелел до 9,65 т.

С 1937 года на Т-26 появился зенитный пулемет, размещенный на крыше башни, и внутреннее переговорное устройство типа ТПУ-3, двигатель форсировали до 95 л.с. Боевая масса достигла 9,75 тонн.

Т-26 образца 1937 года получили конические башни, сваренные из 15-мм бронелистов, лучше выдерживающих попадания пуль. Емкость бензобаков возросла с 182 до 290 литров (один бензобак - 180, второй - 110 литров), боекомплект составил 107 снарядов, боевая масса возросла до 10,25 тонн.

Начиная с 1938 года на танках начали устанавливать стабилизатор линии прицеливания пушки в вертикальной плоскости, ввели нижний люк - лаз. В пушках выпуска 1937 и 1938 годов появился электрический затвор, обеспечивавший производство выстрела ударным способом и с помощью электротока. Пушки с электрозатвором оснащались телескопическим прицелом ТОП-1 (с 1938 года - ТОС).

Танки, выпускавшиеся с февраля 1939 года, имели подбашенную коробку с наклонными бронелистами, задний башенный пулемет убрали и боекомплект пушки довели до 165 снарядов (на машинах без радиостанции до 205). Увеличив степень сжатия в цилиндрах двигателя, его мощность повысили до 97 л.с. С 1940 года подбашенную коробку стали выполнять из 20-мм гомогенной стали вместо цементированной. Наконец, для усиления бронезащиты около сотни танков в ходе советско-финской войны оснастили навесными бронеэкранами, при этом толщину нижней лобовой части корпуса и передней стенки довели до 60 мм. Иногда эти машины называют Т-26Э. Однако они явно были перетяжелены - масса достигала уже 12 тонн.

Выпуск Т-26 прекратили в первой половине 1941 года, но в июле-августе 1941 года в Ленинграде достроили около сотни машин из неиспользованного задела корпусов. Всего Красная Армия получила более 11000 легких танков Т-26 двадцати трех модификаций, включая огнеметные (тогда называвшиеся "химическими") и саперные (мостовые).

Т-26 были предназначены для непосредственной поддержки пехоты в составе стрелковых соединений (батальон Т-26 входил в состав ряда стрелковых дивизий) и дальней поддержки пехоты в составе моторизованных подразделений, а также для выполнения самостоятельных и оперативных задач.

В состав механизированного корпуса входило 52 химических танка, в танковых бригадах имелось 10—11 боевых машин этого типа. К концу

Конструкция танка была проста. Т-26 отличался легкостью управления, не требовал большого ухода. Компановка следовала классической схеме: впереди отделение управления, затем боевое и в корме - моторное. Четырехтактный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров позволил уменьшить высоту кормовой части, где находился 182-литровый бензобак. Силовая передача состояла из главного фрикциона, 5 скоростной коробки передач тракторного типа, расположенной в передней части корпуса слева от водителя, бортовых фрикционов и редукторов. Ведущее колесо находилось впереди, в ходовой части имелось по две тележки с 4 обрезинеными катками. Радиостанций пулеметные танки не имели. 45-мм пушки образцов 1932, 1934 и 1938 годов с клиновым полуавтоматическим затвором и углом наведения в вертикальной плоскости от -5° до +22° обладали практически одинаковыми баллистическими характеристиками и отличались лишь небольшими усовершенствованиями. Начальная скорость бронебойного снаряда равнялась 760 м/с, осколочно-фугасного - 335 м/с.

В 1936 году на базе однобашенного танка того же года появился ОТ-130, у которого огнеметом заменили пушку, но сохранили пулемет. Запас огнесмеси был равен 400 л, дальность огнеметания составила 50 м. Масса танка - 10 т, экипаж - 2 человека.

В 1938 - 1940 годах появились новые модификации огнеметных машин ОТ-131, ОТ-132 и ОТ-133. Последний, массой 10,5 т, имел два пулемета. И наконец, в 1940 году изготовили ОТ-134 (масса - 10,8 т, экипаж - три человека), в конической башне которого находилась 45-мм пушка и пулемет, а в переднем верхнем листе - огнемет. Дальность огнеметания достигла 50 м.

В 1933 году был разработан мостоукладчик с надвижным мостом длиной 7 м и грузоподъемностью 14 т. По 1935 год их построили 65 единиц. В 1934 году изготовили опытные бронетранспортеры ТР-26 и ТР-4 для перевозки пехоты, а также ТР-4-1 для снабжения боеприпасами танковых частей, и в 1935-1936 годах два танка-танкера Т-26Ц для подвоза горючего ("Ц" - цистерна). До 1938 года было изготовлено 183 артиллерийских тягача Т-26 и Т-26-2.

В том же году испытали комплект надувных поплавков для движения Т-26 на плаву, а в следующем - оборудование для хождения по дну рек и озер на глубине до 5 м. Танки, оснащенные им, получили обозначение Т-26ПХ.

Существовали танки-тральщики без пушки, с навесным ножевым или цепным бойковым тралом, скорость траления противотанковых мин составляла 5-6 км/ч.

Особняком в этом ряду стоят телемеханические группы ТТ-26 и ТУ-26 (1935-1936 гг.) и ТТ-ТУ (1938 г.). В первую, выпущенную в количестве 55 машин, входили телетанк ТТ-26 — легкий химический танк подавления, оснащенный огнеметом, и танк управления. имевший стандартное вооружение. Вторую, оставшуюся в опытных образцах, составляли телемеханический танк со сбрасываемым подрывным зарядом и танк управления.

Свое боевое крещение Т-26 получили в Испании. 26 сентября 1936 года а порт Картахена прибыла первая партия из 15 «двадцатьшестых», а всего до конца гражданской войны Советский Союз поставил республиканской Испании 297 танков этого типа (только однобашенных). Эти машины принимали участие практически во всех боевых операциях, проводившихся армией республиканцев, и показали себя с хорошей стороны. Немецкие Pz l и итальянские танкетки CV 3/33. имевшие только пулеметное вооружение, были бессильны против Т-26. Следует отметить, что экипажи танков состояли не только из советских танкистов, прибывших из элитных частей Красной Армии, но и из испанцев и бойцов интербригад.

В 30-е годы, помимо Испании, танки Т-26 поставлялись в Турцию (60 шт.). Китай (82 шт.) и, по некоторым данным, в Афганистан. Китайские Т-26 состояли на вооружении одного полка 200-й механизированной дивизии Китайской национальной армии и были задействованы в боях с японцами в Южном Китае и в Бирме в 1942 году.

Первой боевой операцией Красной Армии, в которой участвовали танки Т-26. стал советско-японский вооруженный конфликт у о. Хасан в июле 1938 года. В составе 2-й механизированной бригады. 32-го и 40-го отдельных танковых батальонов, принимавших участие в боевых действиях, имелось 257 танков Т-26. К концу операции 85 из них были подбиты.

В боевых действиях у р. Халхин-Гол в 1939 году принимало участие небольшое количество огнеметных танков на базе Т-26.

Накануне Второй мировой войны Т-26 главным образом состояли на вооружении отдельных легкотанковых бригад (256 — 267 танков а каждой) и отдельных танковых батальонов стрелковых дивизий (одна рота - 10—15 танков). В составе этих частей и подразделений они принимали участие в «освободительном походе» в Западную Украину и Западную Белоруссию и советско-финской войне.

В частности, 17 сентября 1939 года польскую границу пересекли 878 Т-26 Белорусского фронта (22 тбр, 25 тбр. 29 тбр, 32 тбр) и 797 Т-26 Украинского фронта (26 тбр. 36 тбр, 38 тбр). Потери в ходе боевых действий во время польского похода были весьма незначительны: всего 15 "двадцатьшестых", а вот по причине разного рода технических неисправностей в ходе маршей вышли из строя 302 боевых машины. Потери танков, в том числе и Т-26, в ходе «зимней войны» были значительно больше.

На 1 января 1941 года танковые войска Красной Армии располагали 9665 танками Т-26 всех модификаций, включая специальные. Они составляли большинство боевых машин в механизированных корпусах приграничных военных округов. В Западном особом военном округе, например, на 22 июня 1941 го имелось 1136 танков Т-26 — 52% всех танков округа. В механизированных корпусах Юго-Западного фронта, сформированного после начала войны из войск Киевского особого военного округа, имелось 1316 Т-26 — 35% танков фронта.

По своим боевым качествам танки Т-26 поздних выпусков были в состоянии противостоять большинству немецких танков (за исключением Pz.III и Pz.IV), участвовавших в нападении на СССР. В ходе боевых действий первых месяцев Великой Отечественной войны большинство Т-26 оказались потерянными, в основном от огня артиллерии и ударов авиации. Много машин вышло из строя по техническим причинам, вследствие износа материальной части и хронической нехватки запасных частей. Оставшиеся принимали участие в боях с немецкими войсками вплоть до 1944 года. В частности, в январе 1944-го в составе 1-й и 220-й танковых бригад Ленинградского фронта имелось по 32 танка Т-26.

Последней боевой операцией с участием Т-26 стал разгром японской Квантунской армии в августе 1945 года. Эти танки состояли на вооружении вторых и третьих батальонов большинства отдельных танковых бригад, участвовавших в операции.

В период Второй мировой войны некоторое число трофейных Т-26 разных модификаций состояло на вооружении гитлеровского вермахта. Активно эксплуатировали их и союзники Германии. Например, на 1 ноября 1942 года в румынской армии имелось 33 танка Т-26. «Двадцатьшестые- были самыми массовыми боевыми машинами финской армии, танковый парк которой на 80% состоял из советских трофеев. Так, на 1 июля 1942 года в финских частях имелось 102 танка Т-26 разных модификаций. Финны поставили рекорд по длительности эксплуатации боевых машин этого типа: на 1 января 1960 года армия Финляндии еще располагала 17 танками Т-26 и тремя тягячами Т-26Т.


Тактико-технические характеристики
легкого танка Т-26 обр.1939 г.

Масса в снаряженном состоянии:10250 кг
Экипаж:3 чел
Длина:4620 мм
Ширина:2450 мм
Высота: 2330 мм
Длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом: 2970 мм
Ширина траков: 260 мм
Удельное давление на грунт: 0,68 кг/см кв.
Бронирование:
Лоб корпуса/угол наклона:15 мм/28-80°
Башня/угол наклона:15-10 мм/72°
Борт/угол наклона:15 мм/90°
Корма/угол наклона:15 мм/81°
Крыша:10 мм
Днище:6 мм
Вооружение:

45-мм пушка образца 1934-1938гг, два 7,62-мм пулемета ДТ

Углы вертикального наведения : -10° ; +40°
Боекомплект:

205 выстрелов, 3654 патрона (для танка с рацией 165 и 3087 соответственно)

Двигатель:

Т-26, 4-цилиндровый, карбюраторный,
возд. охлаждения

Мощность двигателя:97 л.с. при 2200 об/мин
Количество передач:5 вперед, 1 назад
Емкость топливного бака:292 л.
Расход топлива по шоссе на 100 км.:160 л.
Расход топливапо пересеченной местности на 100 км.:245 л.
Скорость по шоссе:
30 км/ч.
Запас хода по шоссе:
240 км
Запас хода по шоссе:
120 км
Преодолеваемые препятствия:
Подъем:35 град.
Ширина рва:1,8 м
Высота стенки:
0,55 м
Глубина брода:
0,8 м

Поиск по сайту


ИИЛИ
Дополнительно

All Rights Reserved © 2002-2004
контент и поддержка: redtanks@bos.ru
концепция дизайна: redtanks@bos.ru



<< >> << >> << >>