Танк Т-50 предназначался для замены в войсках легких
танков Т-26 и по первоначальным планам перевооружения Красной Армии должен
был стать наиболее массовым: предполагалось их выпустить около 14 тыс.
штук. По своей конструкции он мало чем отличался от Т-126СП.
Как и у последнего, листы корпуса Т-50 соединялись сваркой и располагались
под большими углами наклона. В верхнем лобовом листе находился люк механика-водителя,
курсовой пулемет отсутствовал. Башня - сварная, обтекаемой формы с плоским
кормовым листом, где имелся люк, закрываемый дверцей. В задней части башни
устанавливалась командирская башенка, смотровые щели которой закрывались
броневыми щитками. За счет уменьшения толщины броневых листов, внедрения
принципа дифференцированного бронирования и наряду с этим увеличения мощности
двигателя удалось добиться существенного прироста скорости движения. В апреле 1941-го Т-50 был принят на вооружение Красной
Армии, однако до начала Великой Отечественной войны завод №174 не выпустил
ни одного серийного танка и фактически продолжал выпускать Т-26.
Серьезные трудности возникли и с освоением дизельного двигателя В-4. Ценой
неимоверных усилий во втором полугодии удалось изготовить 50 танков. Попытка
развернуть производство Т-50 на заводе №37 в Москве не увенчались успехом.
Этот завод не без труда справлялся с выпуском 5-тонного Т-40,
14-тонный Т-50 был ему явно "не по зубам". В августе завод №174 эвакуировали
- большей частью в Омск, а также в Нижний Тагил и Барнаул. 13 октября
ГКО принял решение о строительстве в Барнауле двух заводов: одного по
производству танков Т-50 и второго - по изготовлению для этих танков дизелей
В-4. Однако в январе 1942 года производство Т-50 и двигателей к ним прекратили.
Завод №174 в Омске, выпустив в 1942 году 15 танков, перешел на изготовление
Т-34. О боевой "судьбе" танков Т-50 известно
очень мало. Боевые машины, изготовленные в Ленинграде находились на вооружении
одной из танковых бригад, действовавших на Карельском перешейке. Необходимо упомянуть еще об одном варианте танка Т-50
- "объекте 211" - в инициативном порядке разработанном и построенном в
1941 году на Ленинградском Кировском заводе. Ведущим его конструктором
был А.С. Ермолаев. Сварной корпус новой машины имел суженную носовую часть
с люком-пробкой механика-водителя. Башня также делалась сварной и имела
коническую удлинненную форму. Вооружение и силовая установка идентичны
"пятидесятке" 174-го завода. "Кировский" вариант был несколько легче "ворошиловского",
однако существенных преимуществ перед ним не имел, а форма его корпуса
оказалась менее удачной. С началом войны эту работу на Кировском заводе
прекратили, а единственный изготовленный образец участвовал в обороне
Ленинграда. выдержка
из статьи: М. Барятинского "Легкий танк Т-50"
("Моделист-конструктор" №5/2000 г)
Тактико-технические
характеристики
легкого танка Т-50 | Масса в снаряженном состоянии: | 13800 кг | Экипаж: | 4 чел | Длина: | 5200 мм | Ширина: | 2470 мм | Высота: | 2165 мм | Клиренс: | 350 мм | Длина участков ленты, соприкасающейся
с грунтом: | 2900 мм | Ширина траков: | 430 мм | Удельное давление на грунт: | 0,56 кг/см кв. | Бронирование: | | Лоб
корпуса/угол наклона: | 37 мм/25° | Башня/угол наклона: | 37-15 мм/65-78° | Борт/угол наклона: | 37 мм/90° | Корма/угол наклона: | 25-37-30 мм/90° | Крыша: | 15 мм | Днище: | 15 мм | Вооружение: | 45-мм
пушка 20К обр. 1934 г, два 7,62-мм пулемета ДТ | Углы вертикального
наведения : | -10° ; +40° | Боекомплект: | 150 выстрелов;
4095 патронов | Двигатель:
|
В-4,
6-цилиндровый, дизельный, рядный, жидкостного охлаждения | Мощность двигателя: | 300 л.с. на 2000 об/мин | Количество передач: | 5 вперед, 1 назад | Емкость топливного бака: | 350 л. | Расход топлива по шоссе на 100
км.: | 100 л. | Расход топливапо пересеченной местности на 100 км.: | 125 л. | Скорость
по шоссе:
| 52 км/ч. | Скоростьпо пересеченной местности:
| 40 км/ч. | Запас
хода по шоссе:
| 344 км | Запас ходапо пересеченной местности:
| 280 км | Преодолеваемые
препятствия: | | Подъем: | 40 град. | Высота стенки:
| 0,7 м | Глубина брода: | 1,1 м | Ширина рва: | 2,2 м |  |
|