Со
времени принятия на вооружение КВ-1 и КВ-2 коллектив конструкторского
бюро постоянно работал над совершенствованием танков. Особенно активизировалась
его деятельность с началом Великой Отечественной войны. В 1942 году вместо
танка КВ-1 начали производить его модернизированный вариант - КВ-1С (скоростной).
Масса танка была снижена до 42,5 тонн за счет уменьшения толщины броневых
листов корпуса, массы агрегатов силовой передачи и ходовой части (ширину
гусеницы уменьшили до 608 мм), а также уменьшения габаритных размеров
башни. Из-за острой нехватки алюминия на танке вместо алюминиевого радиатора
был установлен простой железный. Литая башня с 76,2-мм пушкой приобрела
новую обтекаемую форму и командирскую башенку. Боекомплект сначала состоял
из 94 выстрелов, позднее его удалсь довести до 114 выстрелов. На КВ-1С
была установлена и новая коробка передач с демультипликатором, обеспечивавшая
8 передач вперед и две назад. Машина была принята на вооружение 20 августа
1942 года. По запросу посольства США в Москве два танка были направлены
в США, где прошли испытания на Абердинском полигоне. В отчете об испытаниях
отмечалось:"76,2-мм пушка танка очень хороша: проста, безотказна,
боекомплект расположен удачно...советский танк, обладая мощной броневой
защитой, имеет торсионую подвеску, которая на испытаниях функционировала
очень эффективно". Были отмечены и недостатки: устаревшая конструкция
трансмиссии, плохие воздухоочистительные устройства, небрежная механическая
обработка. Танк КВ-1С выпускался до сентября 1943 года, когда он
был заменен в производстве танком КВ-85. Всего было выпущено около 1230
танков.
Тактико-технические
характеристики
тяжелого танка КВ-1С
|
| Масса в снаряженном состоянии: | 42500 кг |
| Экипаж: | 5 чел |
| Длина: | 6900 мм |
| Ширина: | 3250
мм |
| Высота: | 2640 мм |
| Клиренс: | 450 мм |
| Длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом: | 4330 мм |
| Ширина траков: | 608 мм |
| Удельное
давление на грунт: | 0,8 кг/см кв. |
| Бронирование: | |
| Лоб корпуса/угол
наклона: | 60-75 мм/65° |
| Башня/угол наклона: | 75 мм/75° |
| Борт/угол наклона: | 60 мм/90° |
| Корма/угол наклона: | 60 мм/90° |
| Крыша: | 40 мм |
| Днище: | 30 мм |
| Вооружение: | 76,2-мм пушка ЗИС-5,
три 7,62-мм пулемета ДТ |
| Углы вертикального
наведения : | -4° ; +25° |
| Боекомплект: | 114 выстрелов,
3000 патронов |
Двигатель:
| В-2К,
12-цилиндровый, 4-тактный, V-образный дизель, жидкостного охлаждения |
| Мощность двигателя: | 600 л.с. при 1900 об/мин |
| Количество передач: | 5 вперед, 1 назад |
| Емкость топливного бака: | 600 л. |
| Расход топлива по шоссе на
100 км.: | 240 л. |
Скорость по шоссе:
| 43 км/ч. |
Скоростьпо пересеченной местности:
| 19 км/ч. |
Запас хода по шоссе:
| 250 км |
Запас ходапо пересеченной местности:
| 177 км |
| Преодолеваемые
препятствия: | |
| Подъем: | 36 град. |
| Ширина рва: | 2,7 м |
Высота стенки:
| 1,2 м |
Глубина
брода:
| 1,6
м |
 |
В августе следующего, 1943 года на фронт стали поступать
новые тяжелые танки КВ-85, созданные на базе танка КВ-1С в связи с задержкой
отработки танка ИС-1. На КВ-85 была установлена разработанная для ИС-1
башня с увеличенным погоном, усиленным до 100-мм бронированием и 85-мм
пушкой Д-5Т-85. Пушка была установлена на цапфах в лобовой части башни
и прикрыта броневой маской. Установка новой пушки потребовала изменить
боеукладку, боекомплект уменьшился до 70 снарядов. Вместо лобового пулемета
в шаровой установке, справа от водителя был установлен неподвижный курсовой
пулемет, неприцельный огонь из которого вел механик-водитель. Экипаж танка
удалось сократить до 4 человек за счет исключения стрелка-радиста. Всего
было выпущено 130 танков КВ-85. Тактико-технические
характеристики
тяжелого танка КВ-85 | | Масса в снаряженном состоянии: | 46000 кг | | Экипаж: | 4 чел | | Длина: | 6900 мм | | Ширина: | 3250 мм | | Высота: | 2830 мм | | Клиренс: | 450 мм | | Длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом: | 4330 мм | | Ширина траков: | 670 мм | | Удельное
давление на грунт: | 0,75 кг/см кв. | | Бронирование: | | | Лоб
корпуса/угол наклона: | 40-75 мм/25-60° | | Башня/угол наклона: | 100 мм/75-60° | | Борт/угол наклона: | 60 мм/90° | | Корма: | 40-75 мм | | Крыша: | 20 мм | | Днище: | 40 мм | | Вооружение: | 85-мм
пушка Д-5-Т85, три 7,62-мм пулемета ДТ | | Боекомплект: | 70 выстрелов,
3276 патронов | | Углы вертикального наведения : | -4° ; +23° | Двигатель:
| В-2К,
12-цилиндровый, 4-тактный, V-образный дизель, жидкостного охлаждения | | Мощность двигателя: | 600 л.с. при 1900 об/мин | | Количество передач: | 5 вперед, 1 назад | | Емкость топливного бака: | 550 л. | | Расход топлива по шоссе на 100
км.: | 219 л. | Скорость по шоссе:
| 34 км/ч. | Скоростьпо пересеченной местности:
| 20 км/ч. | Запас хода по шоссе:
| 250 км | Запас ходапо пересеченной местности:
| 150 км | | Преодолеваемые
препятствия: | | | Подъем: | 36 град. | | Ширина рва: | 2,7 м | Высота стенки:
| 1,2 м | Глубина
брода:
| 1,6 м |  |
|