Написать мне
Форум
Гостеваякнига
На главную
Добавитьв избранное
Версия для печати
In English
Тяжелый танк ИС-1

Тяжелый танк ИС-1 был разработан в конструкторском бюро Челябинского Кировского завода во второй половине 1942 года под руководством Ж.Я. Котина. За основу был взят КВ-13, на базе которого были изготовлены два опытных варианта новой тяжелой машины ИС-1 и ИС-2. Их различие заключалось в вооружении: на ИС-1 стояда 76,2-мм пушка, на ИС-2 - 122-мм гаубица-пушка. Первые опытные образцы танков ИС имели пятикатковую ходовую часть, выполненную по типу ходовой части танка КВ-13, от которого также были заимствованы очертания корпуса и общая компоновка машины: в центре выступающей вперед лобовой части корпуса было размещено отделение управления, доступ в которое осуществлялся через люк башни. Для механика-водителя был оборудован люк для наблюдения, закрывавшийся выдвижной броневой крышкой с защитным стеклоблоком. Справа от механика-водителя размещался курсовой пулемет, а за сиденьем имелся запасной люк в днище танка на случай аварийного выхода.

Боевое отделение располагалось за отделением управления и занимало среднюю часть корпуса танка. Здесь находились сиденья заряжающего, наводчика, командира танка, а также курсовой пулемет, основная часть боекомплекта, аккумуляторные батареи, обогреватели, ВКУ и часть ЗИП. По днищу боевого отделения проходили тяги приводов управления танком.

Над боевым отделением на двухрядной шариковой опоре устанавливалась башня, в которой размещались пушка и два пулемета, прицелы и приборы наблюдения, часть боекомплекта, радиостанция, механизмы поворота башни, вентилятор боевого отделения и часть ЗИП.

Моторное отделение шло за боевым через перегородку. В середине его на кронштейнах устанавливался двигатель. По обе стороны от него, по бортам, находились: справа - топливный, слева - масляный баки; над ними - масляные радиаторы, а в передней части моторного отделения, по бортам, - воздухоочистители "мультициклон".

Трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части танка. В нем размещались главный фрикцион, центробежный вентилятор, коробка передач, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. В перегородке между моторным и трансмиссионным отделениями, над вентилятором, устанавливались водяные радиаторы.

Корпус танка представлял собой жесткую броневую сварную коробку из литой и катаной брони. Литые детали корпуса - носовая часть и подбашенная коробка. Днище, борта, корма и крыша корпуса - катаные.

В верхнем лобовом листе был смонтирован смотровой люк-пробка механика-водителя. В передней части крыши корпуса имелись два перископических смотровых прибора, предназначавшихся для наблюдения за местностью при закрытом люке-пробке. Доступ в отделение управления был возможен только через люки башни.

В подбашенную коробку вваривался подбашенный пояс, к которому крепился нижний погон башни. Углубленное расположение этого пояса исключало возможность ее заклинивания.

К нижним вертикальным бортовым листам корпуса снаружи с обеих сторон приваривались шесть кронштейнов торсионных валов, шесть упоров для ограничения хода опорных катков, по три бонки для крепления поддерживающих катков и по две бонки для грязеочистителей, цапфа и стопор для монтажа натяжного механизма. В задней части корпуса крепился картер бортовой передачи.

Корма корпуса состояла из трех наклонных листов - верхнего, среднего и нижнего. При этом средний лист был выполнен откидным на петлях, верхний - съемным, а нижний приваривался к бортам и днищу корпуса.

Башня - литая, обтекаемой формы. В ее лобовой части имелась амбразура, закрываемая подвижной бронировкой с тремя отверстиями для пушки, спаренного с ней пулемета и телескопического прицела. В задней части башни с левой стороны находился прилив, где крепилась шаровая установка кормового пулемета. По бортам башни имелись лючки для стрельбы из личного оружия, закрываемые броневыми заглушками.

В крышу была вварена командирская башенка с входным люком и шестью смотровыми щелями. Справа от командирской башенки имелся люк для посадки и высадки экипажа.

Башня приводилась во вращение электрическим поворотным механизмом или вручную. При работе электропривода максимальная скорость поворота башни достигала 2,4 об/мин.

На ИС-1 устанавливалась 85-мм пушка Д-5Т (или Д-5-Т85) с длиной ствола 48,8 калибра (по другим данным - 52 калибра). Масса пушки - 1530 кг. Предельная длина отката - 320 мм. Вертикальная наводка - в пределах от -5 до +25 градe. Пушка имела клиновой затвор и полуавтоматику копирного типа. Противооткатные устройства пушки состояли из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника и располагались над стволом: с правой стороны - накатник, с левой - тормоз отката.

Выстрел из пушки производился электроспуском, кнопка которого находилась на рукоятке маховика подъемного механизма.

В танке устанавливались три 7,62-мм пулемета ДТ, из них два в башне и один курсовой - в корпусе. Один из пулеметов, размещенных в башне, был спарен с пушкой, другой - смонтирован в шаровой установке в кормовом листе. Курсовой пулемет жестко закреплялся параллельно оси танка в вваренном в корпус патрубке.

Для ведения стрельбы прямой наводкой из пушки Д-5Т и спаренного с ней пулемета применялись телескопический прицел ЮТ-15 и перископический прицел ПТ4-15. Для стрельбы по закрытым целям пушка оборудовалась боковым уровнем.

На кормовом пулемете предусматривалась установка снайперского оптического прицела типа ПУ.

Боекомплект ИС-1 состоял из 59 выстрелов (унитарные патроны 53-УО-365 с осколочной гранатой и 53-УБР-365 с бронебойно-трассирующим снарядом) и 2520 патронов к пулеметам.

Выстрелы укладывались в башне, в корпусе сзади передних топливных баков, в подбашенной коробке и в ящиках на днище боевого отделения.

На танке устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель В-2ИС (В-2-10) мощностью 520 л.с. при 2000 об/мин. Диаметр цилиндра 150 мм. Ход поршней левой группы 180 мм, правой - 186,7 мм. Цилиндры располагались V-образно под углом 60 град. Степень сжатия 14 - 15. Масса двигателя 1000 кг.

Топливо-дизельное, марки ДТ или газойль марки "Э" по ОСТ 8842. Общая емкость трех топливных баков 520 л. Еще 300 л перевозилось в трех наружных баках, не подключенных к системе питания. Подача топлива принудительная, с помощью двенадцатиплунжерного топливного насоса НК-1.

Система смазки - циркуляционная, под давлением. Циркуляция масла осуществлялась шестеренчатым трехсекционным масляным насосом (одна секция нагнетающая, две откачивающие). В бак системы смазки был встроен циркуляционный бачок, обеспечивавший быстрый прогрев масла и возможность пользоваться методом разжижения масла бензином.

Система охлаждения: жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Радиаторов - два, пластинчато-трубчатых, подковообразной формы, установленных над центробежным вентилятором. Для подогрева охлаждающей жидкости к системе подключались два бачка калорифера устройства термосифонного обогрева. Они подогревались керогазами. Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, на танке устанавливались два воздухоочистителя марки ВТ-5 типа "мультициклон". В головки воздухоочистителей были встроены форсунки и запальные свечи для подогрева всасываемого воздуха зимой.

Пуск двигателя осуществлялся инерционным стартером, имевшим ручной и электрический привод, или с помощью баллонов со сжатым воздухом.

Трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по ферродо), коробки передач, планетарных механизмов поворота и бортовых передач.

Коробка передач - четырехходовая, восьмискоростная, с демультипликатором. Механизмы поворота - двухступенчатые, планетарные, с блокировочными фрикционами, расположены на концах главного вала коробки передач. Бортовые передачи - двухступенчатые, с планетарным рядом. Соединение механизмов поворота с бортовыми передачами осуществлялось при помощи зубчатой муфты полужесткого соединения.

Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из шести сдвоенных литых опорных катков диаметром 550 мм. Подвеска - индивидуальная торсионная. Ведущие колеса заднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 14 зубьев каждый. Зацепление цевочное. Направляющие колеса - литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 86 одногребневых траков каждая. Траки штампованные, шириной 650 мм, шаг трака 162 мм.

Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 24 и 12 В. Источники: генератор ГТ-4563А мощностью 1 кВт, две аккумуляторные батареи 6-СТЭ-128 емкостью 128 А.ч каждая. Потребители: электромотор инерционного стартера СА-189 мощностью 0,88 кВт, электромотор поворота башни, радиостанция и ТПУ, электромотор вентилятора, контрольные приборы, лампы освещения шкал и перекрестий прицелов, приборы звуковой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, электроспуски пушки и пулеметов.

Трансмиссия ИС отличалась от КВ двухступенчатым планетарным механизмом поворота. Однако в целях унификации с КВ и для облегчения освоения танка в производстве, ИС имел сходные с КВ узлы и детали. Так из более чем 340 деталей в коробке передач танка новых было только около 90, в установке двигателя имелось 70 общих с КВ деталей и только 30 новых и т.д.

Первый вариант тяжелого танка ИС-1 с 85-мм пушкой Д-5Т (ИС-85 или "объект 237") был разработан летом 1943 года на все том же Челябинском Кировском заводе летом 1943 года под руководством ведущего конструктора Н.Ф. Шамшурина. В связи с увеличением массы танка и для обеспечения дальнейшего повышения мощности вооружения пришлось усилить ходовую часть, добавив пару опорных катков, и установить более совершенный двигатель. 7 августа постановлением ГКО танк ИС-1 (или ИС-85) был принят на вооружение, и его серийное производство началось в конце октября. Всего было выпущено 107 танков ИС-1.

Основные модификации танка ИС и машины на его базе.

ИС-1 - опытный тяжелый танк с 76,2-мм пушкой (1942 г.)
ИС-2 - опытный тяжелый танк с 122-мм гаубицей У-11 (1942 г.)
ИС-2 - второй опытный образец тяжелого танка (1942 г.)
ИС-1(ИС-85) - тяжелый танк (выпущено 107 машин, 1943 г.)
ИС-2 - тяжелый танк (1943 г.)
ИС-2 - тяжелый танк (1944-1945 гг.)
ИС-100 - тяжелый танк со 100-мм пушкой С-35 (опытный образец, 1943 г.)
ИСУ-122 - тяжелая САУ со 122-мм пушкой А-19 (1944 г.)
ИСУ-122С - тяжелая САУ со 122-мм пушкой Д-25 (1944 г.)
ИСУ-152 - тяжелая САУ со 152,4-мм гаубицей МЛ-20С (1944 г.)
ИСУ-152-1 - тяжелая САУ со 152,4-мм пушкой БЛ-8 (опытный образец, 1944 г.)
ИСУ-152-2 - тяжелая САУ со 152,4-мм пушкой БЛ-10 (опытный образец, 1944 г.)
ИСУ-130 - тяжелая САУ со 130-мм морской пушкой С-26 (опытный образец, 1944 г.)
ИСУ-122БМ - тяжелая САУ со 122-мм пушкой С-26-1 (опытный образец, 1944 г.)
ИС-3 - опытный тяжелый танк со 122-мм пушкой Д-25 (1944 г.)
ИС-3 - тяжелый танк с 122-мм пушкой Д-25Т (1945-1946 гг.)
ИС-4 - опытный тяжелый танк с 122-мм пушкой С-34 (1944 г.)
ИС-5 - опытный тяжелый танк с 122-мм пушкой Д-30 (1944 г.)
ИС-6 - опытный тяжелый танк с 122-мм пушкой ДТ-30 (1944 г.)
ИСУ-152 - тяжелая САУ на базе ИС-3 с 152,4-мм пушкой-гаубицей МЛ-20СМ (1945 г.)
ИС-2Т - танковый тягач (1945 г.)

Все танки ИС оснащались приемопередающей симплексной телефонно-телеграфной радиостанцией ЮР или 10РК и внутренним переговорным устройством ТПУ-4бис-Ф на четыре абонента.

Тактико-технические характеристики
тяжелого танка ИС-1

Масса в снаряженном состоянии: 44000 кг
Экипаж:4 чел
Длина:8560 мм
Ширина:3070 мм
Высота: 2735 мм
Клиренс:465 мм
Длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом: 4360 мм
Ширина траков: 650 мм
Удельное давление на грунт: 0,75 кг/см кв.
Бронирование:
Лоб корпуса:60-100 мм/60°
Башня:100 мм/60-72°
Борт:90 мм/90°
Корма:60 мм/49°
Крыша:20 мм
Днище:30 мм
Вооружение:

85-мм пушка Д5-Т85, три 7,62-мм пулемета ДТ

Боекомплект:59 выстрелов,
2520 патронов
Углы вертикального наведения : -4° ; +25°
Двигатель:

В-2ИС, 12-цилиндро-вый, 4-тактный, V-обра-зный дизель, жидкост-ного охлаждения

Мощность двигателя:520 л.с. при 2000 об/мин
Количество передач:4 вперед, 1 назад
Емкость топливного бака:520 л.(+360 л. внешние баки)
Расход топлива по шоссе на 100 км.:330 л.
Скорость по шоссе:
37 км/ч.
Скоростьпо пересеченной местности:
19 км/ч.
Запас хода по шоссе:
135-150 км
Преодолеваемые препятствия:
Подъем:36 град.
Ширина рва:2,5 м
Высота стенки:
1,0 м
Глубина брода:
1,3 м



Поиск по сайту


И ИЛИ
Дополнительно

All Rights Reserved © 2002-2004
контент и поддержка: redtanks@bos.ru
концепция дизайна: redtanks@bos.ru