Написать мне
Форум
Гостевая книга
На главную
Добавить в избранное
Версия для печати
In English
Легкий колесно-гусеничный танк А-20 (БТ-20)

13 октября 1937 года АБТУ выдало заводу №183 техническое задание на проектирование новой машины - колесно-гусеничного танка БТ-20:

Тип: колесно-гусеничный, с приводом на 6 колес по типу Кристи.
Боевой вес: 13-14 т.
Вооружение: 1х45-мм, 3 ДТ, огнемет для самозащиты или 1х76-мм, 3 ДТ, огнемет. Каждый 5-й танк должен иметь зенитную установку.
Боекомплект: 130-150х45-мм или 50х76-мм, 2500-3000 патронов.
Бронирование: лоб - 25 мм, коническая башня - 20 мм, борт, корма - 16 мм, крыша и дно - 10 мм. Броня вся наклонная, с минимальным углом наклона броневых листов корпуса и башни 18°.
Скорость и на гусеницах и на колесах одинаковая макс. - 70 км/ч, мин. - 7 км/ч.
Экипаж - 3 чел.
Запас хода: 300-400 км
Двигатель - БД-2 мощностью 400-600 л.с.
Трансмиссия: по типу колесно гусеничного танка БТ-ИС (отбор мощности для колесного хода после бортовых фрикционов).
Подвеска: индивидуальная, в качестве рессор желательно применить торсионные пружины.
Установить стабилизатор выстрела "Орион" и горизонтальный стабилизатор башни системы инженера Повалова, установить фары для ночной стрельбы с дальностью 1000 м.

4 мая на заседании комитета Обороны СССР обсуждались два проекта - А-20 и А-32. В августе их рассматривали на заседании Главного Военного совета. В результате обе машины были одобрены. Однако в соответствии со взглядами представителей АБТУ предпочтение отдавалось колесно - гусеничному варианту. К 6 ноября конструкторский отдел завода закончил проект и модель танка А-20 и предъявил их комиссии. В первой половине следующего 1939 года танк А-20 изготовили в металле.

Он имел полностью сварной корпус из гомогенной брони. Толщина листов корпуса колебалась от 10 до 20 мм, причем верхний лобовой лист располагался под углом 53°.

В сварной башне , конструктивно подобной башне БТ-7 образца 1937 года, но несколько большей по размеру (диаметр погона в свету увеличен на 70 мм), устанавливалась 45-мм пушка образца 1934 года и спаренный с нею пулемет ДТ. Второй пулемет ДТ располагался в шаровой установке в лобовом листе корпуса, справа от люка механика - водителя.

Ряд узлов и агрегатов А-20 позаимствовали от БТ-7. кое-что частично переработали, другие разработали заново.

Привод колесного хода осуществлялся на 6 колес, так же как и у танка БТ-ИC. Ширина гусеницы при том же, как и у БТ-7, диаметре опорных катков была увеличена до 400 мм. Масса танка возрасла до 18 т.

Испытания А-20 (совместно с А-32) проводились в июле-августе 1939 года на полигоне завода в Харькове. При испытаниях выяснилось, что обе машины, в основном, соответствуют прелъявленным к ним требованиям. Начиная с ноября на ХПЗ велась доработка рабочих чертежей А-20, а сам танк, на котором усилили ходвую часть, готовили к испытаниям в ноябре 1940 года. Что же касается А-32, то решение о производстве приняли в пользу более толстобронной машины А-34(Т-34).

В связи с этим руководство завода обратилось в наркомат с просьбой освободить ХПЗ от выпуска А-20 и поручить его серийное производство другому заводу. Просьба эта объяснялась невозможностью массового производства на ХПЗ двух типов танков.

Но опытные работы по А-20 еще продолжались весной 1940 года, что следует и "Перечня необходимых опытных работ на заводе №183 на 1940 г." Судя по всему, последней точкой в судьбе А-20 стало в июне 1940 года постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о производстве танков Т-34 и КВ. О "двадцатке" в этом документе ничего не говорится - завода-изготовителя для нее не нашлось...

Необходимо упомянуть о боевом применении опытного танка А-20. Сначала его включили в танковую роту Семенова, сформированную, по-видимому. из машин НИБТ полигона , а с середины ноября - в состав танковой бригады. Бригада входила в подвижную группу подполковника Ермакова и вела бои в районе Павловской слободы. 1 декабря 1941 года А-20 получил повреждение, но, спустя 4 дня вступил в строй. В составе 22 тбр до середины декабря А-20 поддерживал конницу Доватора, был вновь поврежден и эвакуирован в тыл для ремонта. Дальнейшая его судьба неизвестна.

авторы статьи: М.Барятинский, М.Коломиец ("Легкий танк БТ-7" Бронеколлекция №5/1996 г.)

Поиск по сайту


И ИЛИ
Дополнительно
На главнуюДобавить в избранноеФорумГостевая книгаНаписать мне In English

All Rights Reserved © 2002-2004
контент и поддержка: redtanks@bos.ru
концепция дизайна: redtanks@bos.ru