Написать мне
Форум
Гостевая книга
На главную
Добавить в избранное
Версия для печати
In English
Легкий колесно-гусеничный танк БТ-2

После установки на шасси танка Кристи специально разработанной башни с вооружением, новый танк в 1931 году был принят на вооружение Красной Армии и запущен в серию под обозначением БТ-2. 7 ноября 1931 года первые три машины показали на параде в Харькове. До 1933 года было построено 623 танка БТ-2.

БТ-2 немногим отличался от своего предшественника - танка Кристи. Его корпус представлял собой коробку, собранную из броневых листов, соединенных между собой клепкой. Передняя часть корпуса имела форму усеченной пирамиды. Для посадки в танк служила передняя дверка, открывавшаяся на себя. Выше нее в передней стенке водительской будки находился щиток со смотровой щелью, откидывавшийся вверх. Носовая часть состояла из стальной отливки , к которой были приклепаны и приварены передние броневые листы и днище. Кроме того, она служила картером для монтажа рейки и рычагов рулевого управления. Через отливку продевалась стальная труба, снаружи приваренная к броневым лимитам и предназначенная для крепления кривошипов ленивцев.

К носу корпуса с обеих сторон приваривались или приклепывались консоли в виде треугольных листов брони, служившие скрепляющей частью трубы с носом корпуса. Консоли имели площадки для крепления резиновых буферов, ограничивающих ход амортизаторов передних управляемых колес.

Боковые стенки корпуса - двойные. Внутренние листы стенок изготавливались из простой неброневой стали и имели по три отверстия для прохода цельнотянутых стальных труб для монтажа полуосей опорных катков. С наружной стороны к листам приклепаны по 5 подкосов для крепления цилиндрических спиральных рессор подвески. Между 3-м и 4-м подкосами на деревянной прокладке устанавливался бензобак. Наружные листы стенок - броневые. Крепились к кронштейнам рессор на болтах. Снаружи с обеих сторон на четырех кронштейнах устанавливлись крылья.

Днище корпуса - сплошное, из одного листа. В нем под масляным насосом находился люк для демонтажа двигателя и две пробки для слива воды и масла.

Внутренняя часть корпуса делилась перегородками на 4 отделения: управления, боевое, иоторное и трансмиссии. В первом возле сиденья водителя размещались рычаги и педали управления и щиток с приборами. Во втором укладывался боезапас, инструмент и имелось место для командира танк (он же наводчик и заряжающий). Боевое отделение отделялось от моторного разборной перегородкой с дверцами. В моторном находился двигатель, радиаторы, масляный бак и аккумуляторная батарея; от отделения трансмиссии оно отделялось разборной перегородкой, имевшей вырез для вентилятора.

Толщина бортовой и лобовой брони корпуса составляла 13 мм, кормы корпуса - 10 мм, крыши и днища - 10 и 6 мм соответственно.

Башня БТ-2 - броневая (толщина - 13 мм), круглая, клепанная. В кормовой части находилось приспособление для укладки снарядов. Сверху башня имела люк с крышкой, откидывающейся вперед на двух петлях и запиравшийся в закрытом положении замком. Левее него - круглый люк для флажковой сигнализации. Поворот и вращение башни осуществлялось с помощью поворотного механизма, основу которого составлялпланетарный редуктор. Для поворота башни командир танка вращал штурвал за ручку.

Стандартным видом вооружения танка БТ-2 была 37-мм пушка Б-3(5К) образца 1931 года и 7,62-мм пулемет ДТ. Пушка и пулемет монтировались раздельно: первая - в подвижной бронировке, второй - в шаровой установки справа от пушки. Угол возвышения пушки +25°, склонения -8°. Наведение по вертикали достигалось с помощью плечевого упора. Для прицельной стрельбы использовался телескопический прицел.

На первых 60 танках шаровая пулеметная установка отсутствовала.

350 танков были вооружены спаренными пулеметами ДА-2 калибра 7,62 мм, которые крепились в пушечной амбразуре башни в специально разработанной маске. Маска вращалась вокруг горизонтальной оси, что позволяло придавать пулеметам угол возвышния +22°, склонения -25°. Горизонтальные углы: вправо - 6°, влево - 8°. справа от спаренных размещалсяодиночный пулемет ДТ. Стрельбу из спаренной установки вел один стрелок, стоя, опираясь грудью - в нагрудник, подбородком - в подбородник. Кроме того, вся установка лежала наплечником на правом плече стрелка. Боекомплект состоял из 2709 патронов (43 диска).

Двигатель танка - авиационный, четырехтактный, марки М5-400 (на части машин устанавливался ему идентичный "Либерти"), с дополнением заводного механизма, вентилятора и маховика. Мощность двигателя при 1650 об/мин - 400 л.с.

Механическая силовая передача состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по стали), который монтировался на носке коленчатого вала, четырехскоростной КП, двух многодисковых бортовых фрикционов с ленточныйми торомозами, двух одноступенчатых бортовых передач и двух редукторов (гитар) привода к задним опорным каткам - ведущих при колесном ходе.

Приводы управления танком - механические. Для поворота на колесном ходу служил штурвал, на гусеничном - два рычага.

Танк имел два типа движителей - гусеничный и колесный. Первый состоял из двух гусеничных лент шириной 260 мм, двух задних ведущих колес диаметром 640 мм, восьми опорных катков диаметром 815 мм и двух направляющих катков-ленивцев с натяжными приспособлениями. Ведущие колеса и опорные катки - обрезинены.

Удельное давление на грунт составляло 0,63 кг/кв. см, чем обеспечивалась хорошая проходимость танка.

Первые серийные танки БТ начали поступать в войска в 1932 году. Они предназначалисьдля вооружения самостоятельных механизированных соединений, единственным представмтелем которых в РККА была 1-я механизированная бригада имени К.Б. Калиновского, дислоцированная Московском военном округе. В состав средств боевого обеспечения бригады и был включен "батальон танков-истребителей", вооруженный машинами БТ-2.

Эксплуатация в войсках выявила множество недостатков танков БТ-2. Ненадежные двигатели часто выходили из строя, разрушались траки гусениц, изготовленные из некачественной стали. Не менее остро встала и проблема запасных частей. Так. в первой половине 1933 года промышленность изготовила лишь 80 запасных траков. А отсутствие достаточного количества запасных частей стало поводом для слздания специального приказа начальника УММ РККА И.А. Халепского:

"В целях сбережения моторных ресурсов танков БТ 50% машин в войсках держать в неприкосновенном запасе, 25% эксплуатировать наполовину и 25% - эксплуатировать полностью."

Оставляла желать лучшего и обитаемость машин, в которых было чудовищно жарко летом и очень холодно зимой. Множество поломок было связано с крайне низким уровнем технической подготовки личного состава. Практически, танки БТ-2 нельзя рассматривать как полноценные боевые машины, а скорее как учебные. Поэтому в повседневной эксплуатации на них старались "довести до ума" серийные узлы и агрегаты, отработать конструктивные решения для перспективных боевых машин и, конечно же, готовить танковые экипажи. Широко практиковались разного рода пробеги для выявления эксплуатационных технических характеристик машин.

Несмотря на все недостатки и сложность эксплуатации (скажем, по сравнению с Т-26), БТ полюбились танкистам за свои превосходные динамические свойства, которые те использовали в полной мере. Так, к 1935 году на учениях экипажи БТ уже совершали массовые прыжки на своих машинах через различные препятствия на 15-20 метров, а отдельные машины "ухитрялись" скакнуть аж на 40! Немудрено. что иностранные военные атташе были потрясены действиями танков БТ во время Киевских маневров 1935 года.

Тактико-технические характеристики
легкого колесно-гусеничного танка БТ-2

Масса в снаряженном состоянии:11300 кг
Экипаж:2 чел
Длина:5350 мм
Ширина:2230 мм
Высота: 2160 мм
Клиренс:350 мм
Длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом: 3600 мм
Ширина траков: 260 мм
Удельное давление на грунт: 0,63 кг/см кв.
Бронирование:
Лоб корпуса/угол наклона:13 мм/31°(нижний) 70° (верхний)
Башня/угол наклона:13 мм/90°
Борт/угол наклона:13 мм/90°
Корма/угол наклона:10 мм/90°
Крыша:10 мм
Днище:6 мм
Вооружение:

37-мм пушка обр. 1930г, 7,62-мм пулемет ДТ

Боекомплект:92 выстрела,
2709 патронов
Углы вертикального наведения : -10° ; +40°
Двигатель:

"Либерти" (М-5-400), V-образный, 12-цилиндровый, 4-тактный, жидкостного охлаждения

Мощность двигателя:400 л.с.
Количество передач:4 вперед, 1 назад
Емкость топливного бака:400 л.
Расход топлива по шоссе на 100 км. (колеса/гусеницы):160/267 л.
Скорость по шоссе на колесах:
72 км/ч.
Скорость по шоссе на гусеницах:
52 км/ч.
Запас хода по шоссе на колесах:
200 км
Запас хода по шоссе на гусеницах:
120 км
Преодолеваемые препятствия:
Подъем:42 град.
Ширина рва:2,0 м
Высота стенки:
0,55 м
Глубина брода:
0,9 м

Поиск по сайту


И ИЛИ
Дополнительно

All Rights Reserved © 2002-2004
контент и поддержка: redtanks@bos.ru
концепция дизайна: redtanks@bos.ru