Написать мне
Форум
Гостевая книга
На главную
Добавить в избранное
Версия для печати
In English
Легкий колесно-гусеничный танк БТ-5

Во второй половине 1933 года в танковом цехе ХПЗ имени Коминтерна БТ-2 сменил новый вариант - БТ-5. Последний являлся, по существу, тем же БТ-2, но с совершенно новой башней, в которой устанавливалась 45-мм танковая пушка образца 1932 года с дублированным оптическим прицелом (телескопический и перископический). На танке устанавливли командирскую радиостанцию. В 1933-1934 годах было выпущено 1884 танка БТ-5.

Основное отличие БТ-5 - двухместная башня новой формы со спаренной установкой вооружения. Корпус танка подвергся незначительным изменениям. В ходовой части литые опорные кати были заменены штампованными (1935 г.), диаметр их увеличился до 830 мм. В отличие от БТ-2 гребневые траки гусеничной ленты цельноштампованные, а не сварные. Боевая масса возросла до 11,5 т, хотя бронирование осталось таким же. Увеличение веса произошло в результате установки 45-мм пушки в башне больших размеров.

На танках БТ-5 устанавливались два типа башен - сварная с большой нишей разработки и производства Ижорского завода или клепаная с малой нишей разработки Мариупольского завода имени Ильича. Последний, изготовив 230 таких башен. частично установленных на БТ-5 иТ-26, перешел на выпуск ижорской конструкции.

Корпус башни имел форму цилиндра с выступающей с боковой стороны овальной нишей (у клепанной башни ниша была прямоугольной). Цилиндрическая часть корпуса была склепана или сварена из двух листов - переднего и заднего. В переднем листе вырезано прямоугольное отверстие для спаренной установки пушки и пулемета. По бокам имелись две смотровые щели и два круглых отверстия для стрельбы из револьвера.

Ниша сварной башни сделана из двух листов. Один располагался над цилиндрической частью, другой - над нишей. В крыше башни имелись: люк для входа и выхода экипажа, закрывающийся двумя дверцами на петлях и запирающийся изнутри танка; отверстие для вентиляции. расположенное на продольной части башни над казенной частью пушки; отверстие для перископического прицела - слева; отверстие для флажковой сигнализации - справа, два отверстия для прохода тяг, поддерживающих кронштейн подъемного механизма пушки.

Масса оборудованной сварной башни без вооружения и боеприпасов равнялась 675 кг, а с вооружением и боеприпасами - 1100 кг. Поворот башни осуществлялся вручную.

Танки БТ-5 оснащались 45-мм полуавтоматической пушкой 20К образца 1932 года и спаренным с ней пулеметом ДТ, которые устанавливались в общей маске, вращавшейся на горизонтальных цапфах в бронзовых втулках рамки башни, с углами возвышения от -8° до +25°.

Пушка имела полуавтоматический затвор механического типа с электромагнитным и ручным спусками, корытообразную люльку, гидравлический тормоз отката, пружинный накатник и секторный подъемный механизм. Стрельба из пушки и пулемета производилась ножными спусками, педали которых расположены на подножке под правой ногой наводчика.

На танках последних выпусков устанавливалась 45-мм пушка образца 1934 года. На этой пушке полуавтоматика механического типа была заменена полуавтоматикой инерционного типа. Последняя работала полностью только при стрельбе бронебойными снарядами, при стрельбе осколочными - как четверть автоматики, то есть открывание затвора и экстрактирование гильз производилось вручную, и при вкладывании очередного патрона в камору затвор закрывался автоматически. Это объясняется различными начальными скоростями бронебойного и осколочного снарядов.

Кроме того, пушка образца 1934 года отличалась от предыдущей конструкцией противооткатного устройства и подъемного механизма, был усилен клин затвора, проволоку ножного спуска заменили тросом, усилили крепление люльки с маской, внесли еще ряд небльших усовершенствований.

Прицельные приспособления спаренной установки состояли из двух оптических прицелов, танкового телескопического прицела ТОП образца 1930 года и танкового перископического панорамного прицела ПТ-1 образца 1932 года.

Кроме того, пулемет имел свой открытый прицел и мог стрелять независимо от орудия. При независимой стрельбе из пулемета сектор обстрела по вертикали составлял +4,5°. Масса магазина с патронами - 3,14 кг.

Наблюдение за полем боя производилось через прицелы и два смотровых прибора с пуленепробиваемыми стеклами "триплекс", расположенными на внутренних боковых стенках башни.

Боекомплект состоял из 115 пушечных выстрелов (у танков с рацией - 75 выстрелов) и 2709 патронов (43 магазина). На полу боевого отделения горизонтально на деревянных подкладках укладывались 29 снарядов, на правой и левой стенках в вертикальных обоймах в два ряда - 32 снаряда (по 16 на каждой). На стенках башни по одну и по другую сторону от ниши вертикально размещалось по 7 снарядов (всего 14). Укладка снарядов в нише башни разделялась на правую и левую. В каждой части по 20 снарядов (5 рядов в 4 снаряда), а всего - 40. На танках с рацией боеукладки в нише башни не было. У танков с клепаной башней боекомплект составлял 100 артвыстрелов, из которых 25 находились в нише башни.

Пулеметные магазины (диски) располагались в гнездах на правой и левой стенках боевого отделения над снарядной укладкой, на каждой стороне по 19 дисков. Кроме того, 6 дисков было уложено на стенке башни.

Конструкция ходовой части осталась той же, что и на танкеБТ-2. В связи с этим следует отметить, что при движении на колесном ходу у танков БТ ведущими колесами являлись задние опорные катки, на которые приходилось около 1/3 веса танка. Поэтому тяговые качества этих танков на колесном ходу были значительно ниже, чем на гусеничном. Колесный ход мог использоваться только на дорогах с твердым покрытием, а на мягком грунте ведущие колеса врезались в грунт и буксовали. Следовательно, возможности использования колесного хода были весьма ограниченными. Главное достоинство танков БТ было не в том, что они являлись колесно - гусеничными, а в том, что при движении на гусеницах они могли развивать большие скорости движения.

Тактико-технические характеристики
легкого колесно-гусеничного танка БТ-5

Масса в снаряженном состоянии:11500 кг
Экипаж:3 чел
Длина:5500 мм
Ширина:2230 мм
Высота:2250 мм
Клиренс:350 мм
Длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом:3600 мм
Ширина траков:260 мм
Удельное давление на грунт:0,85 кгс/см.кв.
Бронирование:
Лоб корпуса/угол наклона:13 мм/31° (нижний),70° (верхний)
Башня/угол наклона:13 мм/90°
Борт/угол наклона:13 мм/90°
Корма/угол наклона:10 мм/90°
Крыша:10 мм
Днище:6 мм
Вооружение:

45-мм пушка обр. 1932 г, 7,62-мм пулемет ДТ

Боекомплект:115выстрелов (75 на танке, оснащенном радиостанцией),
2709 патронов
Углы вертикального наведения :-10° ; +40°
Двигатель:

М-5-400, V-образный, 12-цилиндровый, 4-тактный, жидкостного охлаждения

Мощность двигателя:400 л.с.
Количество передач:4 вперед, 1 назад
Емкость топливного бака:400 л.
Расход топлива по шоссе на 100 км. (колеса/гусеницы):160/270 л.
Скорость по шоссе на колесах:
72 км/ч.
Скорость по шоссе на гусеницах:
52 км/ч.
Запас хода по шоссе на колесах:
200 км
Запас хода по шоссе на гусеницах:
150 км
Преодолеваемые препятствия:
Подъем:37 град.
Крен:30-35 град.
Ширина рва:2,0 м
Высота стенки:
0,55 м
Глубина брода:
0,9 м

Поиск по сайту


ИИЛИ
Дополнительно
На главнуюДобавить в избранноеФорумГостевая книгаНаписать мне In English

All Rights Reserved © 2002-2004