В
1937 году на заводе №48 под руководством Н.Ф. Цыганова началась разработка
танка с улучшенной броневой защитой на базе БТ-7. Изготовленная в конце
года машина получила название БТ-СВ-2 (СВ - "Сталин" - "Ворошилов").
Основным принципиальным отличием нового танка от БТ-7
стала конструкция бронекорпуса, листы которого располагались под большими
углами наклона (15°-58°). Носовая часть корпуса имела ту же ширину, что
и весь корпус. Благодаря этому передняя труба и кронштейны ленивцев танка
БТ-7 оказались ненужными. Подвеска передних опорных катков была аналогичной
остальным, но с наклоном пружинной рессоры под углом в 38°.
Корпус БТ-СВ-2 совершенно не имел выступающих частей,
за исключением колпаков вертикальных пружин подвески. Все верхние, нижние
и угловые листы корпуса выполнялись съемными и крепились с помощью болтов.
Для придания броневому закрытию ходовой части большей жесткости предусматривались
специальные перемычки (по три с каждой стороны) между нижним краем листа
и внутренней стенкой корпуса. В бортовых полостях танка размещались топливные
баки. Кормовой бензобак был ликвидирован, в результате корма собиралась
из наклонных листов.
Система охлаждения двигателя в отличие от БТ-7
работала в двух режимах: боевом и походном. В боевом положении жалюзи
герметично закрывались с места водителя и забор воздуха производился через
сетку кормовых воздушных карманов. В походном положении воздухозабор осуществлялся
через боковые открывающиеся жалюзи, после обдува двигателя нагретый воздух
выходил через кормовые жалюзи.
Башня БТ-СВ-2 не имела ниши, поэтому радиостанцию поместили
в носовую часть корпуса, где располагался четвертый член экипажа - радист.
Следует отметить, что корпус БТ-СВ-2 изготавливался из
обычных стальных листов толщиной 10-12 мм. Проект реальной бронировки
существовал в двух вариантах. Первый предусматривал использование брони
марки "ФД" толщиной 45-55 мм, защищавшей от 45-мм снарядов на всех дистанциях;
второй был рассчитан на защиту от пуль калибра 12,7 мм и предполагал применение
20-25-мм брони марки "ИЗ".
БТ-СВ-2 проходил заводские испытания зимой 1937 - весной
1938 годов, а затем испытывался на НИБТ полигоне комиссией под председательством
Е.А. Кульчицкого. в общей сложности танк прошел 2068 км. В результате
принцип бронирования, примененный на этой машине, был признан вполне приемлемым.
Вместе с тем отмечалось, что ходовая часть танка БТ-7 при условии реального
бронирования танка БТ-СВ-2 и возрастания массы последнего до 24-25 тонн
слишком слаба. Предполагалось для практической проверки надежности корпуса
и влияния его на работу ходовой части в боевых условиях изготовить образец
танка с реальным бронированием и провести испытания обстрелом. Однако
в связи с арестом в начале 1938 года Н.Ф. Цыганова все работы по этой
машине были прекращены.
|