В 30-е годы наиболее массовыми в СССР были танки
Т-26 и БТ. Причем Т-26 рассматривался в основном,
как танк непосредственной поддержки пехоты, а БТ - как танк охвата,
так сказать наступательный. Танки БТ составляли основу советских
механизированных и танковых соединений, имели высокие боевые и технические
характеристики, являлись известными и любимыми машинами танкистов.
В 1930-ом году была образована специальная закупочная
комиссия под руководством И.А. Халепского - начальника только что
созданного Управления механизации и моторизации РККА - для ознакомления
и возможной закупки ряда образцов танков, бронемашин, тракторов
и автомобилей в Германии, Франции, Великобритании и США. Особо подчеркивалось,
что "закупка образцов без технической документации нежелательна".
В июне 1930 года состоялась первя встреча Халепского и сопровождающих
его членов комиссии Н.М. Тоскина и В.Д. Свиридова с американским
конструктором Уолтером Кристи. Тогда же у наших представителей появилась
возможность ознакомиться с новейшей его разработкой - танком М1931.
При этом Халепский не проявил особого интереса к американской разработке
- машина не вписывалась в систему вооружения РККА. Тем не менее
в июне 1930 года американский конструктор и представители УММ РККА
"ударили по рукам ". Состоялось заключение договора на
поставку двух танков в полной комплектации с технологической документацией
и правом на их изготовление в СССР. Кроме того, Кристи обязался
предоставлять информацию о дальнейшей модернизации М1931. Общая
стоимость контракта составила 160 тыс долларов. 24 декабря 1930 года машины отбыли из США в СССР.
Обе стороны не делали тайны относительно объектов сделки: Кристи
уведомил госдепартамент США о том, что он продал "Амторгу"
два танка и без проблем получил разрешение на их вывоз. Следует
отметить, что американский конструктор не до конца выподнил свои
обязательства: машины, отправленные в СССР, не имели башен с вооружением,
а комплект документации был неполным. За это с Кристи удержали 25
тыс долларов, чем он был недоволен и отказался переехать на работу
в Советский Союз. По договору Кристи обязался информировать советскую
сторону о всех изменениях, вносимых в конструкцию этих машин, но
отказался это сделать. Однако оставшийся в США В.Д Свиридов без
особых трудностей приобрел чертежи у помощников Кристи. Вскоре нужда в деньгах заставила американского
конструктора пойти на поклон к представителям СССР, котрым он предложил
купить новейший образец - "летающий танк" - М1932. Машина
была приобретена нашей стороной за 20000 долларов и тайно (госдепартамент
США наложил запрет на продажу) летом 1932 года переправлена в Советский
Союз, где получила название - БТ-32. Она прошла испытания и была
даже показана на военном параде в Харькове. Что касается М1931, то танки, прибывшие в СССР
в начале 1931 года, подверглись всестороннему изучению и испытаниям.
В марте машину №2051 доставил на полигон в Кубинку, где ее показали
высшему и старшему командному составу РККА и членам правительства.
13 февраля 1931 года постановлением РВС СССР танк приняли на вооружение
под индексом БТ-2. Производство танков БТ было организованно на ХПЗ
, где для обеспечения их выпуска в мае 1933 года было создано КБ,
куда вошли 11 инженеров и 4 чертежника-конструктора от ГКБ ОРПО
(орудийно-пулеметное объединение), два представителя от Ижорского
завода, 15 инженеров от НАТИ (Научный авто-тракторный институт),
двое от УММ РККА и от ХПЗ - танко-конструкторское бюро в полном
составе. Руководство вновь созданным бюро возложили на начальника
ГКБ ОРПО С.А. Гинзбурга, его заместителем назначили председателя
танковой секции Технического комитета УММ РККА Н.М. Тоскина. 25 мая КБ ХПЗ приступило к работе над чертежами
и спецификациями танка БТ. Вся документация дожна была быть готова
в полуторамесячный срок - к 15 июля. На основе танков Кристи в Советском Союзе было
создано семейство машин, включающее серийные танки БТ-2, БТ-5, БТ-7
и ряд опытных образцов. Не менее важным обстоятельством является
то, что танки серии БТ послужили основой для отработки целого комплекса
новинок в области танкостроения, которые позволили экспериментально
проверить ряд оригинальных предложений конструкторов. Производство танков БТ было прекращено весной 1940
года после выпуска 8060 танков. Полученный и накопленный за девятилетний
период научный и конструкторско - технический опыт в последующем
был с успехом реализован уже при создании шедевра мирового танкостроения
- танка Т-34. Основные модификации танка БТ:
БТ-2 с пушечно-пулеметным вооружением (выпущено
208 шт, 1932-1933 гг.)
БТ-2 с пулеметным вооружением (выпущено 412 машин, 1932-1933 гг.)
БТ-5 - линейный танк (выпущена 1621 машина,
1933-1934 гг.)
БТ-5РТ с радиостанцией 71-ТК-1 (71-ТК-3) (выпущено 263 шт, 1933-1934
гг.)
БТ-5/В-2 - БТ-5 с дизельным двигателем (выпущено 5 машин, 1939 г.)
БТ-7 - линейный танк (выпущено 2596 машин,
1935-1939 гг.)
БТ-7РТ с радиостанцией 71-ТК-1 (71-ТК-3) (выпущено 2017шт, 1935-1939
гг.)
БТ-7М - БТ-7 с дизельным двигателем (выпущено 788 машин, 1938-1940
гг.)
БТ-7А - артиллерийский танк с 76,2-мм орудием (выпущено 156 машин,
1934, 1936-1938 гг.)
СБТ - саперный танк-мостоукладчик (1935-1936 гг.)
БТ-5(БХМ, БХМ-2) - химический (огнеметный) танк (выпущено 13 шт,
1936 г.)
ХБТ-7(ХБТ-Ш) - химический (огнеметный) танк (опытный обр, 1936-1937
гг.)
БТ-ИС - танк с измененной формой корпуса
и башни (опытный обр, 1937 г.)
БТ-20(А-20) с измененной формой корпуса и
башни (опытный обр, 1939 г.)
ОТ-7 - химический (огнеметный) танк (опытный образец, 1940-1941
гг.)
БТ-СВ-2 с измененной формой корпуса и башни
(2 опытных обр, 1937 г.)
БТ-ТТ - телемеханическая группа танков БТ (опытные обр, 1939-1941
гг.)
Всего на 1 января 1941 года в РККА находилось
7463 танка БТ. |